Npk18.ru

Обучение новым специальностям
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинговый метод это

Общие тренинговые методы

Общие тренинговые методы

  • Групповая дискуссия
  • Игровые методы
  • Методы, направленные на развитие социальной перцепции
  • Методы телесно-ориентированной психотерапии
  • Медитативные техники

Базовые методы тренинга:

  • групповая дискуссия,
  • ситуационно-ролевые игры (
  • тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства,
  • медитативные и суггестивные (с целью научения самовнушению) техники.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

Групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).

Классификация форм групповой дискуссии в тренинге:

  • структурированные дискуссии, в которых задается тема для обсуждения, четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу «мозговой атаки»),
  • неструктурированные дискуссии, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.
  • тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;
  • биографические дискуссии, ориентированные на прошлый опыт;
  • интеракционные дискуссии, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях.

И гровые методы – включают:

  • ситуационно-ролевые,
  • дидактические,
  • творческие,
  • организационно-деятельностные,
  • имитационные,
  • деловые игры.

Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансактном анализе Э. Берна.

Достоинство игровых методов в тренинге:

  • способ преодоления скованности и напряженности участников на первой стадии групповой работы, как условие безболезненного снятия «психологической защиты».
  • инструмент диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.
  • интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.
  • создание условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством.
  • игра мощный психотерапевтический и психокоррекционный средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых метод в тренинговой работе .

Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу.

С помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное само восприятие.

Методы телесно-ориентированной психотерапии (основатель — В. Райх (I960). Три основные подгруппы приемов:

  • работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза),
  • чувственное осознание,
  • нервно-мышечная релаксация,
  • восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).

Медитативные техники — используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.

На первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.

Некоторые из специалистов используют на тренингах трассовую суггестию — «погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Комплекс суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза), тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер (высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем -8-10 дней по 18-20 часов)».

Возможен вред участникам группы — неосторожное или злонамеренное внушение, любое психологическое воздействие, производимое неумелым, низко квалифицированным или преследующим эгоистические цели ведущим.

Отсюда — высокие требования предъявляются к специалисту, берущему на себя ответственность организовывать тренинговый процесс.

Важным является скрупулезно продуманное составление тренинговой программы с учетом всех возможных последствий применения того или иного метода.

Методы тренинга

Тренинг – это активная форма обучения. Здесь участник не пассивно слушает преподавателя, как на лекции, а активно трудится, усваивая знания и приёмы.

Ролевая игра (и её разновидность – деловая игра)

Как выглядит: участники делятся на пары или на тройки и отыгрывают ту или иную ситуацию. Например, разговор начальника в подчинённым.

Зачем нужно: ролевые игры используются для двух задач – во-первых, отработать приёмы, изучаемые в ходе тренинга; во-вторых, оценить уровень участников (используется обычно в самом начале тренинга, при чём один человек в паре, как правило, тренер).

Время: от двух минут до часа.

Мозговые штурмы в мини-группах

Как выглядит: большая группа разбивается на мини-группы, и каждая мини-группа выполняет то или иное задание. Например, составить список всех возражений клиентов. Или прописать слабые стороны продукта, который продаёт компания, заказавшая тренинг. Или наоборот – сильные стороны.

Зачем нужно: задача мозгового штурма в мини-группах – создать материал, который потом будет использоваться в дальнейшей работе.

Время: от десяти минут до получаса.

Решение кейсов (правильнее говорить – решение задач, но термин «кейс» уже устоялся)

Как выглядит: кейс – это ситуация, в которой нужно найти эффективное решение. Группа может решать один кейс на всех. Можно разбить группу на мини-группы и дать им разные кейсы. Кейс может быть записан на бумаге, рассказан устно, показан на видео. Главное, чтобы были обозначены важные условия и дана чёткая команда – какой результат обсуждается.

Зачем нужно: решение кейсов – это уже тренировка, попытка применения того материала, который давался на тренинге. Либо – что бывает реже – способ заинтересовать группу материалом. Если дать кейс в начале тренинга и группа не справится, что велик шанс вызвать у них интерес к способам решения такой задачи.

Читать еще:  Тренинг на командообразование для подростков

Время: от пятнадцати минут до трёх часов.

Как выглядит: тренер даёт группе тему для разговора, как правило, через вопрос («Как вы думаете, почему мужчина должен платить за девушку в ресторане?», «Кто решил, что клиент всегда прав?», «Как правильно уволить сотрудника?» и пр.). Если вопрос «попадает» в болевую точку группы, очень быстро разгорается богатейший спор.

Зачем нужно: во-первых, групповые обсуждения позволяют людям высказаться и услышать других (если, конечно, тренер следит за цивилизованностью дискуссии). В результате такой дискуссии люди приходят к общему мнению или, хотя бы, лучше понимают позиции друг друга. Во-вторых, групповое обсуждение используется для обучения приёмам продуктивной дискуссии. Сначала эти приёмы разбираются, потом люди начинают дискутировать, используя приёмы.

Время: от двадцати минут до часа.

Как выглядит: увлекательный процесс (обычно с правилами и сюжетом), в котором участвуют все члены группы (иногда в командах, иногда индивидуально). Самая известная общегрупповая игра – «Воздушный шар». Вся группа играет роль путешественников, решающих, что нужно выбросить из корзины падающего воздушного шара, чтобы спастись от катастрофы.

Зачем нужно: игры для тренинга позволяют отработать сразу целый комплекс приёмов, изученных на тренинге. Другой вариант применения игры – подведение группы к выводам, нужным тренеру. Достаточно сыграть в тот же «Ворздушный шар», чтобы убедиться воочию – неспособность договориться приводит к краху. Наконец, общегрупповая игра – это просто интересно.

Время: от пятнадцати минут до трёх часов.

Как выглядит: обыкновенная лекция, только короткая.

Зачем нужно: всё-таки тренинг – это обучение. Обучение без передачи информации возможно далеко не всегда. В ходе мини-лекции тренер передаёт участникам тренинга самые главные знания по теме.

Время: от пяти до двадцати минут.

Просмотр видео

Как выглядит: тренер показывает отрывок из художественного, документального или учебного фильма и комментирует происходящее на экране.

Зачем нужно: фактически, это мини-лекция, просто формат другой. Просмотр видео чаще интереснее, чем простая мини-лекция, поэтому многие тренера стремятся вставить в тренинги отрывки из разных фильмов. Это всегда обогащает тренинг, делает его ярче.

Время: от пяти до двадцати минут.

Съёмки на видео и анализ поведения

Как выглядит: тренер снимает на видео работу участника или участников (например, во время выступления перед всей группой). Затем видео запускается на большой экран, тренер комментирует поведение участника (участников), указывая на ошибки и находки.

Зачем нужно: увидеть себя на экране – уже интересно. При анализе видео заметно больше, и выводы – ярче. Человек лучше понимает свои ошибки и свои сильные стороны и, как результат, серьёзно изменяет свое поведение. Способ очень эффективный, но по времени – очень затратный. Так что хорошо работает только в маленьких группах.

Время: от двадцати минут до часа.

Как выглядит: участники получают какое-либо задание и выполняют его самостоятельно, без сотрудничества с другими участниками. Что может быть индивидуальным заданием – заполнение текста, написание текста, формулировка цели, составление списка и т.п.

Зачем нужно: как правило, это подготовка материала для следующего шага в тренинге. Заполнили тест – что-то узнали про себя, учимся узнавать про других. Составили список – выбираем самое важно и начинаем отрабатывать. И так далее.

Время: от пяти до пятнадцати минут.

В данной статье разобраны только основные методы тренинга. На самом деле, их, конечно, больше. Но для описания всех методов тренинга, тем более, для подробного описания, нужно куда больше места, чем позволяет одна статья.

Команда профессионального портала TRENERSKAYA.ru разрабатывает качественные тренинги, которые используют самые различные эффективные методы тренинга. Наши лучшие готовые программы тренингов вы можете приобрести в разделе «Программы тренингов».

Автор статьи: Павел Зыгмантович — тренер с 2001 года, коуч для тренеров, специалист по созданию уникальных программ.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Уникальное авторское упражнение для тренинга, разработанное доктором психологических наук, профессором, известнейшим тренером и писателем Н.И.Козловым.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

Упражнение для тренинга «Светофор» позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться «по мелочам», научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц!
Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)!

Редкое упражнение для тренинга, описанное на примере его проведения известным тренером и психологом, доктором психологических наук, профессором Н.И.Козловым.

Глубокое упражнение , которое позволяет научить группу одной из мощных техник эффективной коммуникации «Вчувствование», которая помогает понимать и чувствовать своего партнера по коммуникации, учит более позитивно относиться к окружающим людям, чаще замечать их лучшие качества, легче входить с ними в контакт и договариваться .

Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру., содержит массу тренерских рекомендаций и подсказок, позволяющих провести упражнение наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде!
Объем тренерской методички упражнения: 10 страниц! Бонусы!

Яркое и живое упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе.

Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов. Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

Читать еще:  Тренинг на командообразование для сотрудников

Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме.

Основные характеристики методов тренинга

В широком смысле метод понимается как способ достижения цели, осуществления познания, освоения и преобразования объектов действительности, включающий в себя общие принципы и конкретные приемы обращения с тем или иным предметом.

В случае тренинга методы направлены не на объект действительности, а на субъект двух типов — индивидуального и группового. Поэтому тренинговые методы подразделяются на те, которые направлены на отдельных участников, и те, которые предполагают работу с группой как целым.

Однако в реальности тренинга индивидуальные и групповые процессы объединятся, поэтому тренер фактически реализует тренинговые методы на трех уровнях:

  • 1) в группе— с отдельным участником; обычно это происходит в случае диадного взаимодействия ведущего и одного из членов группы либо при демонстрации техники индивидуальной психокоррекционной или консультационной работы, либо при проведении сеанса какого-либо направления психотерапии в присутствии наблюдателей, либо при спонтанном возникновении диалога по какой-либо значимой для всех теме;
  • 2) с группой— как единым целым; такая ситуация возникает, когда ведущий дает задание, которое должна выполнить вся группа, и обращается именно к группе (или подгруппе), а не к отдельному участнику (такой подход особенно важен в тренинге командообразования);
  • 3) через группу— с отдельным участником средствами самой группы; внешне работа на этом уровне напоминает картинку предыдущего, однако здесь ведущий скрытым образом использует ресурсы группы для воздействия на одного или нескольких участников (разумеется, в целях оказания им психологической помощи, а не ради манипуляции как таковой).

Следовательно, при анализе тренинговых методов необходимо опираться на критерии, в которых учтены, с одной стороны, единство индивидуальных и групповых процессов, а с другой — уровни осуществления деятельности тренера.

Методы тренинга как форма практической психосоциальной работы всегда отражают своим содержанием определенный принцип деятельности, этих методов придерживается ведущий, проводящий тренинговое занятие.

Тренинговые методы — это форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков. Активность участника тренинга заключается в стремлении к самопознанию, в работе над выявлением представлений о себе, а соответственно, и поиска путей изменения своего поведения и тех личностных особенностей, которые мешают эффективному деловому общению. Самоанализ помогает найти те личностные ресурсы, развивая которые участник тренинга проложит свой путь к достижению успеха в профессиональной, да и просто в межличностной коммуникации.

Методы, применяемые тренером, должны быть способом организации активной формы обучения тренинга. Совместная активная работа участников над созданием какого-то интеллектуального продукта является инструментом тренинга. В процессе совместной деятельности каждый вносит свой вклад и имеет возможность сравнить свой взгляд на проблему с мнением других и, возможно, изменить или дополнить свое мнение.

Тренинговый метод — это способ организации потребности в активности к процессу обучения участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих. Вопрос о типологии методов тренинговой работы представлен широко.

Формат тренинговой работы предполагает создание специальных условий, мотивирующих участников к инициативному и творческому освоению предложенных тем. Такие условия создаются с помощью методов активного обучения. Тренер активизирует познавательную деятельность участников, которая проявляется в трех видах активности: мыслительная активность, активность действия, эмоционально-личностная активность (табл. 8).

Таблица 8

Классификации .методов тренинговой работы

Эффективность применения методов во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать необходимую и достаточную информацию. Не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями. Неудачным можно считать такой вариант, когда тренер инструктирует дольше, чем длится выполнение самого методического приема.

Иногда целесообразно в процессе проговаривания инструкции привести пример, иллюстрирующий процесс выполнения упражнения, или показать, продемонстрировать, как оно должно выполняться.

Проговаривая инструкцию, тренер внимательно по очереди смотрит на участников группы, устанавливая с каждым визуальный контакт. Это повышает уровень внимания участников группы, снижает вероятность отвлечения и пропуска тех или иных фрагментов инструкции. По выражению лица, глаз тренер сразу замечает тех, кто что-то не понял, и, заканчивая инструкцию вопросом, может быть, что-то неясно и требуются уточнения, задерживает взгляд именно на этих участниках группы.

Активность участника играет решающую роль в том, чтобы полученная информация преобразовалась со временем в навык, а затем перешла в автоматизм, чтобы человек, уже не задумываясь, мог действовать по-новому.

Тренинговый метод это

Мозговой С. Г., Казакова А. И., Кирова Н. Ю., Канунникова А. П.

ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Дальневосточный Федеральный университет, филиал в г. Арсеньеве

В данном докладе рассматривается сущность, виды, функции такого активного метода обучения как тренинг. Проводится анализ сильных и слабых сторон данного метода. А также обосновывается эффективность применения тренинговых занятий для обучения студентов ВУЗов.

Ключевые слова: активные методы обучения, тренинг, студент, цель.

This report reviews the nature, types and functions of training. We analyze the strong and weak aspects of this method. It also substantiates the effectiveness of training sessions to teach students at the universities.

Key words: active learning methods, training, student, goal.

Современный процесс обучения невозможно представить без методов, обеспечивающих максимальную активизацию творческого потенциала учащихся — активных методов обучения. Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала [1]. Среди множества методов активного обучения выделим тренинг. Согласно распространенному определению, тренинг представляет собой групповое занятие психологической направленности под руководством опытного ведущего-психолога, направленное на развитие необходимых знаний, умений, навыков человека, а также лучшее понимание себя и других [2].

Читать еще:  Организация тренинга командообразования

Тренинг – это один из ведущих активных методов обучения, поскольку выполняет целый ряд задач, таких как анализ ситуаций, получение новых знаний и мгновенное применение их на практике, развитие творческого потенциала и умение работать в группе.

Целевая аудитория тренинга разнообразна и включает в себя бизнесменов, программистов, домохозяек, студентов, продавцов, учителей, пенсионеров. Здесь нет профессиональных и возрастных ограничений [3].

История тренингов начинается в конце 60-х годов прошлого века. Тренинг «Динамика Разума» был создан в Техасе, США, Александром Эвереттом для подготовки кадров внутренней и внешней разведки. Идеи и технологии этого автора стали прототипами многочисленных тренингов во всем мире. В нашей стране такие программы появились еще в 90-е годы. Изначально их вели американцы, затем воспитанные ими российские тренеры организовали собственные тренинг-центры [там же].

Существует особая классификация методов работы на тренинге:

— кейс (проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения);

— деловые игры (имитация профессиональной деятельности);

— ролевые игры (исполнение определенных ролей с целью проработки определенной ситуации);

— групповые дискуссии (совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации);

— мозговой штурм (высказывание как можно большего числа идей по поводу проблемной ситуации и выбор лучшего) [4].

Тренинг имеет большой позитивный потенциал. Положительными составляющими тренингов являются:

— создание таких ситуаций, в которых человек может на новом уровне осознать, что происходит с ним в реальной жизни;

— развитие человеком жизненного, творческого и духовного потенциала не задействованного ранее;

— проведение тренингов в схеме марафона – то есть процесс не растягивается на месяцы и годы, а проходит оперативно за несколько дней;

— меньшая стоимость по сравнению с индивидуальной психотерапией;

— прочный научный фундамент [5].

Будучи прикладной технологией, позволяющей применять на практике достижения многих наук о человеке, тренинг вобрал в себя лучшее, что есть в философии, психологии, социологии [3]. Однако существуют некоторые ограничения по прохождению тренингов:

-тренинги противопоказаны в случае диагностированных врачом депрессий, неврозов, тревожных состояний;

— тренинг — это групповое занятие, поэтому если есть желание подробного вникания в личные проблемы, то лучше обратиться к психоаналитику [5].

Существует также миф относительно тренингов: опасность «подсесть» из-за желания вновь и вновь переживать фонтан положительных эмоций, которые дает курс [там же]. Однако нельзя впасть в зависимость от обучения, от приобретения новых знаний и навыков.

Уникальность тренинга состоит в том, что никто не говорит Вам, как следует улучшить свою жизнь. Участники сами обнаруживают возможности видеть себя и жизнь вокруг иначе. Главная задача тренинга — создать обстановку, в которой человек, нацеленный изменить свою жизнь, начнет делать это немедленно [3]. Здесь обозначаются цели и формулируются способы их достижения. Многочисленные упражнения позволяют запомнить позитивную информацию и применить ее в повседневной жизни.

В настоящее время тренинги широко применяются как дополнительная форма обучения студентов. В эпоху информационного общества молодому человеку для построения успешной карьеры необходимо обладать не только строго профессиональными знаниями и навыками, но и умением эффективной коммуникации, способностью постоянно обучаться и наличием разнообразных жизненных интересов. Весь этот комплекс и обеспечивают тренинговые занятия. К тому же они способствуют развитию лидерских качеств, что также немаловажно для студента.

Молодость — особый возраст, когда, с одной стороны, планы просто колоссальные, а с другой стороны, — уже присутствует некоторое сомнение в том, что планы эти реализуемы в принципе [6]. Чтобы исключить сомнения по поводу устройства будущей жизни и не потеряться в многочисленных возможностях после окончания обучения в ВУЗе необходимо начать строить свое завтра уже сегодня. Человек может сделать свое будущее таким, каким хочет его видеть.

Обозревая собственное прошлое и выстраивая жизненную стратегию будущего, уместно сформулировать элементарную тренинг-модель.

Прежде всего, надо ответить себе честно на три вопроса:

Если ответы вызывают чувства, далекие от уверенности и спокойствия, то сейчас самое время определить, что же Вы знаете о своей личностной силе и как Вы умеете ее применять, потому что способность противостоять неопределенности и непредсказуемости жизни не дается от рождения, а успешно тренируется [6]. Только определив свою цель, Вы сможете ее достигнуть.

Но этому не учат в школе и особо не учат в ВУЗе, этим вряд ли в полной мере могут поделиться с нами родители, именно поэтому каждый год огромное количество молодых людей оказывается в состоянии «лишних на празднике жизни». Исходя из вышесказанного, можно заключить, что тренинг является объективным решением данных проблем.

Эффективность применения тренингов в сфере обучения студентов можно обосновать следующими фактами:

— в процессе активного, увлекательного сотворчества членов группы и тренера гораздо проще усвоить необходимый материал;

— студенты за несколько дней получают возможность не просто освоить огромный объем новой информации, но и научиться ей пользоваться;

— тренинг, в отличие от академических лекций, нацелен не столько на овладение новыми знаниями, сколько на создание нового. Нового восприятия привычных вещей, нового взгляда на мир и себя в этом мире, нового отношения к обстоятельствам, опыту, ценностям, результатам и лидерству.

Тренинг – эффективный способ обучения, посредством которого студент усваивает новые понятия и получает возможности их практического применения. В процессе тренинга создаются ситуации, в которых студент действует и переживает, находясь чаще в дискомфортных для себя условиях. Но если есть желание получить максимальный результат, то нужно будет пройти через этот дискомфорт. В заключении хотелось бы отметить, что тренинг — не панацея от всех бед, а только лишь стимул.

1. Вернер Л. Г. Применение активных методов работы на уроках в начальной школе http://pedsovet.su/load/145-1-0-4578;

3. О тренингах. Интернет-ресурс тренинг – центра «Планета лидеров» http://planetalider.ru/history/;

4. Белая О. Методы психологического тренинга http://propsiholog.ru/node/485;

5. Городков Б. Компьютерные решения № 92 2007.;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector