Npk18.ru

Обучение новым специальностям
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг умение общаться

Тренинг для педагогов «Умение общаться»

Наталия Румянцева
Тренинг для педагогов «Умение общаться»

Тренинг «Умение общаться»

Главной задачей тренинга является прояснить и «обыграть» правильные стратегии поведения в работе коллектива.

Основной целью тренинга является развитие профессионального самосознания и коммуникативной компетентности педагогов.

Форма работы: групповая.

По окончанию развивающих занятий педагог должен знать:

• в чем заключается ценность командной работы,

• какие человеческие качества помогают в построении позитивных взаимоотношений между педагогами,

• что можно сделать, чтобы улучшить взаимоотношения в коллективе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение «Десять секунд»

Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Ведущий. Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные!

Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

• Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет. Раз, два, три… десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да?

• Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка.)

• По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.

• По цвету брюк и юбок.

• По настроению, которое вы сейчас испытываете.

Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы?

2. «Согласен. Не согласен. Может быть»[/i]

Цель занятия: пробудить интерес участников, настроить на размышление, самоанализ и конструктивное групповое взаимодействие.

В разных сторонах помещения, где проходит работа, прикрепляются таблички с надписями: «Согласен», «Не согласен», «Может быть».

Ведущий: Предлагаю Вам выразить свое отношение к тем фразам, которые я Вам сейчас произнесу. Сделать это необходимо следующим образом: если Вы согласны с произнесенным утверждением, встаньте рядом с табличкой «Согласен». Если Вы лично не согласны – встаньте рядом с табличкой «Не согласен». В случае затруднения с ответом – к табличке «Может быть».

Далее участникам тренинга зачитываются высказывания, пословицы и поговорки, отражающие различные позиции людей в отношении жизни, дела, отношений с другими людьми.

1. «Без труда не вынешь рыбки из пруда» (народная мудрость).

2. «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней» (Марк Авторелий).

3. «Чтобы хорошо мыслить — надо хорошо жить» (Евгений Богат).

4. «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» (Владимир Даль).

5. «Люди различаются на осуждающих и творящих» (Николай Рерих).

6. «Я никогда не стою, если имею возможность сидеть и никогда не сижу, если имею возможность лежать» (Генри Форд).

7. Кто умеет, делает. Кто не умеет, учит» (Бернард Шоу).

Рефлексия: Участники высказывают свои предположения о том, для чего проводилось это упражнение. С кем чаще всего объединялись в группу? Почему?

3. Упражнение «Глухой, слепой, немой»

Цель: обратить внимание педагогов на невербальные способы передачи информации.

Для конструктивного общения немаловажное значение имеет и невербальная информация. Приглашаются три добровольца, которые получают роли «глухого», «слепого», «немого». «Слепому» завязывают глаза или надевают очки, «глухому» – наушники, «немому» – марлевая повязка.

Участникам дается задание:

1. договориться о встрече в каком-либо месте в определенное время.

2. договориться о покраске забора в определенный цвет,

3. о покупке чего-либо в магазине, о выборе подарка на день рождения,

4. о том во что будете одеты вечером.

После выполнения упражнения необходимо провести обсуждение со всеми участниками тех трудностей, которые возникли у добровольцев, и вариантов их преодоления.

4.»Хор московского зоопарка»

Цель: снятие напряжения.

Ведущий: Мы находимся высоко в горах, где так отчетливо слышится эхо. Давайте споем. Ведущий со всеми выбирает песню, затем участники разбиваются на микрогруппы, каждая из которых выбирает себе животное, издающее характерные звуки, например, «гав», «мяу», и др. Из всех участников выбирается доброволец, который становится дирижером и предлагает спеть песню на языке каждой группы. Дирижер показывает по очереди на каждую группу, и они продолжают исполнять песню, начатую предыдущей группой. Но уже самостоятельно.

Рефлексия: Что Вы чувствовали, когда продолжали песню, начатую другой группой? Тяжело ли было исполнять задание?

5. «Смотрим в книгу, видим…»

Цель занятия: продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации.

Из группы вызываются 5-6 добровольцев, которые уходят за дверь. Остальным в краткой форме объясняется, что сейчас будет происходить. Вводится запрет на подсказки, смех и пр.

Затем приглашается первый испытуемый, которому дается следующая инструкция:

«Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в т. к. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа, по астрономии».

«Сейчас вам будет предъявлен лист бумаги, содержащий некую информацию. Это текст или картинка. В течение одной минуты вы рассматриваете листок, стараясь запомнить все, что там написано и изображено. После этого вы должны как можно подробнее донести всю запомнившуюся информацию до следующего испытуемого».

Далее приглашается второй испытуемый, которому дается следующая инструкция:

«Вам будет устно передана некая информация, которую вы должны запомнить, для того чтобы передать ее следующему участнику эксперимента. Задавать уточ-няющие вопросы вы не имеете права».

Эксперимент продолжается, пока, наконец, последний участник не расскажет то, что он запомнил, всей группе.

Рефлексия: После завершения упражнения каждый участник отвечает на вопросы: Какие трудности они испытывали при выполнении упражнения и почему? Затем обсуждение продолжается с участием остальных педагогов. Контрольный вопрос: Может ли при работе в коллективе искажаться информация? Почему? Как этого избежать?

6. «Объявление»

Цель: осознание качеств необходимых для позитивного общения между коллегами по работе, рефлексия собственных качеств, развитие взаимопонимания, создание благоприятной атмосферы в коллективе.

Ведущий: каждый педагог мечтает о том, чтобы работать в сплоченном, дружном коллективе.

Сейчас я предлагаю Вам открыть газету бесплатных объявлений (Приложение 2, которая называется «Ищу напарника». Любой из Вас может поместить в газету свое объявление. Информация в объявлении может носить любое содержание: Ваши педагогические качества или пожелания к кандидату в напарники, главная задача написать объявление так, чтобы именно оно привлекло внимание других участников. Объявления будут анонимны, поэтому подписывать их нет необходимости. На выполнение задания отводится 7 минут.

Затем ведущий собирает написанные объявления и вывешивает их на доску. Участникам дается 5 минут, чтобы прочитать объявления и взять понравившееся.

Рефлексия: обсуждение заключается в следующем: не называя имен тех, кому принадлежат объявления, участникам упражнения необходимо по очереди объяснить, что его привлекло в том, объявлении, которое он выбрал.

В завершении упражнения, по желанию участников можно открыть тайну, кому принадлежат объявления.

Общаясь с собеседником, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд т. е. расположить к себе собеседника, необходимо применить «Правило трех плюсов».

Читать еще:  Тренинг навыки общения

Самые универсальные – это: улыбка, имя собеседника и комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника! Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Как вы думаете, с помощью каких приемов можно захватить инициативу в разговоре? (Используя переключение внимания; резкую смену темы разговора; не давать долго говорить партнеру; задавать контрвопросы; сохранять эмоциональную устойчивость и т. д)

Ведущий: Во время общения люди могут преследовать свои цели, например, соглашаться или не соглашаться с собеседником, высказывая свою точку зрения, или попросту переводить разговор на интересующую его тему. Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения.

7. «Карандаши»

Цель: подготовить группу к «серьезному» командному заданию и одновременно укрепить веру участников в свои силы.

Ведущий раздает всем по одному не заточенному карандашу.

Ведущий. Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга. Прикоснитесь друг к другу кончиками указательных пальцев обеих рук.

А теперь поместите между кончиками пальцев карандаши, удерживая их только за торцы. Действуя «в связке», не давая карандашам упасть, двигайте руками вверх-вниз, вправо-влево, по кругу. Попробуйте переместиться парой на другое место.

Аналогичное упражнение выполните, объединив пары в четверки, образовав круги. И наконец, всей группой встаньте в круг, лицом в центр и попробуйте, не роняя карандашей: сузить круг, двигаясь всем к центру, расширить круг почти до вытянутых рук, пройти по кругу, по часовой стрелке, против часовой стрелки — сначала медленно, потом побыстрее.

Рефлексия: По окончанию этого упражнения участники в обсуждении должны ответить на следующие вопросы: Когда было легче выполнять упражнение? Почему?

Контрольный вопрос: В чем это упражнение можно сравнить с работой в рабочем коллективе?

Коммуникативный тренинг общения «Учимся общаться»

Коммуникативный тренинг общения

Тема: Учимся общаться!

Занятие 1: Общение. Особенности взаимодействия с окружающими.

Цель: развитие навыков коммуникативной компетентности.

Средства: стулья (по количеству участников), магнитофон, аудио записи(ритмичная музыка), элементы костюмов (местные жители, археологи) и декорации для игры «Джунгли»

Формирование мотивации к участию в занятии

Актуализация знаний по теме занятия

Обсуждение домашнего задания

Создание проблемной ситуации по теме занятия

Тренировка умений распознавать невербальные компоненты общения

Упражнение «Найди пару»

Работа по теме занятия

Развитие умений распознавать невербальные сигналы в общении и эффективно их транслировать

Игра «Мишки — обнимашки»

Совершенствование навыков вербального выражения чувств

Информационное вступление на тему «Что такое общение».

«Ребята! Мы все являемся социальными (общественными) существами, поэтому взаимодействие с окружающими – необходимая часть нашего существования.» Мы постоянно находимся в окружении разных людей. Среди них есть самые близкие люди: родители, друзья, любимые, а есть люди, с которыми нам приходится сталкиваться в коллективе при выполнении совместных задач, например, в учёбе. Стиль взаимодействия с этими людьми может быть разным, он зависит от характера человека, его уменя общаться, от того, насколько мы знаем данного человека. На этом занятии мы поговорим о разных сторонах общения, поучимся эффективно взаимодействовать с окружающими.

Что такое общение?

Общение – это процесс взаимодействия конкретных личностей.

Любое общение начинается с установления контакта. Прежде чем вступить в контакт с партнёром, человек «считывает» информацию: зрительную, слуховую и т.п., после чего мы внутренне перерабатываем полученную информацию и получаем ответ, как вести с данным человеком. Для того, чтобы расположит собеседника к себе, вызвать его доверие и интерес, в распоряжении человека имеются вербальные и невербальные средства коммуникации. К невербальным средствам принято относить улыбку, контакт глазами, организацию пространства общения(дистанцию). К вербальным – комплименты, «ритуальные» фразы, вопросы. Это можно предствать в виде схемы:

Вербальное общение = слова

Невербальное общение = выражение лица, поза тела, жесты, походка, дистанция, контакт глаз, тон, интонации.

К элементам, составляющим общение, можно отнести: тело (движения, внешний вид, форма); ценность – представление о том, что должен делать человек, а что окружающие его люди; органы восприятия: глаза, уши, нос, рот и кожа; способность говорить: голос, слова; интеллект – переживания, знания человека.

Таким образом, чтобы эффективно общаться, человек должен уметь внимательно слушать собеседника(активное слушание), представлять себе внутренний мир другого человека, уметь вставать на его позицию, сопереживать и понимать его. Уметь разрешать возникающие конфликтные ситуации или предупреждать их, аргументировать свою точку зрения, уметь принимать решения и нести ответственность за их последствия.

Упражнение «Найди пару»

Участники располагаются на стульях, расставленных по кругу. По сигналу ведущего нужно поменяться местами. Для этого предварительно, без слов, необходимо установить контакт глазами и договориться с партнёром. Необходимо чётное число участников.

3.Работа по теме занятия

Группа делиться на две части. Одна подгруппа играет роль археологов, другая – роль местных жителей.

Первая подгруппа играет роль заблудившихся археологов. Они выполняют следующую инструкцию.

Группа археологов отправилась на поиски древнего города и заблудилась в джунглях. Они не смогли добраться до назначенного места встречи, где должен был ждать вертолёт. Окружающая густая растительность не дала им возможности связаться с оставшейся частью группы. Когда в начале экспедиции археологи летели к месту назначения, то видели сверху населённый пункт и реку. Когда их спасут, неизвестно, поэтому они решают пробраться в сторону реки и населённого пункта. Через некоторое время они приходят в населённый пункт, но обнаруживают там только пустые хижины. Очевидно, местные жители ушли на охоту.

Читать еще:  Тренинг тимбилдинг программа

Задание 1. Выбрать вождя. Вождь должен провести обсуждение проблем, которые могут возникнуть в данной ситуации. Выбрать помощников вождя, ответственных за питание, охоту, наблюдение, защиту, от диких животных, медицинскую помощь, благоустройство и строительство, а так же парламентёров для общения с местными жителями.

Вторая подгруппа играет роль местных жителей. Местные жители проживают в бамбуковых хижинах. Они промышляют охотой и рыболовством, корнями растений. У них есть вождь, помощники вождя, ответственные за питание, охоту, наблюдение, защиту от диких животных, медицинскую помощь, благоустройство и строительство, а так же парламентёры для общения с археологами. Они должны наладить быт, после чего собраться и уйти на охоту.

Задание 2(для обеих подгрупп). Местные жители возвращаются с охоты и видят непрошенных гостей в своих хижинах. Возникает конфликтная ситуация. Местные жители могут не могут понять объяснений заблудившихся археологов, так как говорят на своём наречии.

Задача археологов – вступить в контакт с помощью мимики и жестов, показать свои добрые намерения, извиниться за незаконное вторжение и попросить приютить их на время.

Задача местных жителей – решить, что им предпринять в этой ситуации: выгнать непрошенных гостей или разрешить остаться. Обсудить условия присутствия гостей в их поселении, если будет принято решение дать заблудившимся приют.

По завершению игры каждая группа участников составляет резолюцию, где формирует свои условия эффективного общения, и представляет её к обсуждению.

Игра «Мишки – обнимашки»

Ведущий задаёт вопросы, например: «Кто любит кажу», «Кто не любит физику?» и.т.д.

Участнки, в ответ на вопрос, группируются и обнимаются, подтверждая свою общность.

5. Завершение работы

Ведущий организует обсуждение новых впечатлений, полученных на занятии. Обязательно обращает внимание на моменты, вызвавшие наибольшие затруднения в ходе занятия и предлагает подумать, каким образом, в дальше1шем, их возможность преодолеть.

Занятие 2: Этапы общения

Цель: ознакомление с этапами процесса общения и условиями его эффективности в контексте собственного стиля.

Средства: стулья (по количеству участников), магнитофон, аудио записи(ритмичная музыка), карточки с заданиями(для 6 этапа)

8 упражнений, которые научат общаться даже самых застенчивых

Бытует мнение, что научить человека общаться невозможно. Мол, умение разговаривать с людьми — это какая-то генетически заложенная способность: или дано, или не дано. Но в последние годы психологи активно опровергают этот стереотип и смело заявляют: общение — это точно такой же навык, как танцы, пение или готовка. И точно так же, как в развитии любого навыка, здесь существуют определенные упражнения для отработки.

Мы в AdMe.ru сегодня собрали для вас 8 необычных упражнений, которые смогут сделать разговорчивым даже самого застенчивого интроверта. Это не просто упражнения для улучшения речи, а целый комплекс занятий, помогающих научиться мыслить во время разговора и строить увлекательный диалог.

1. Пересказ

Для чего: Вы учитесь думать и говорить одновременно. Упрочняется связь мышления и речи.

Как выполнять: Открываете любимый блог, находите любую статью, из нее выбираете 2–3 любых абзаца. Читаете их и пересказываете самому себе вслух. Дальше — следующие несколько абзацев, и так до конца статьи.

Длительность упражнения: Зависит от объема статьи. Пересказывать нужно по 1 статье в день.

2. Продолжение чужой мысли

Для чего: Вы учитесь искать нестандартные решения, развиваете гибкость мышления.

Как выполнять: Включаете телевизор или любое видео в интернете. 30 секунд слушаете спикера, далее выключаете звук и в течение 30 секунд развиваете его мысль.

Длительность упражнения: По 5–10 минут в день.

3. Загадка Льюиса Кэрролла

Для чего: Ломаете собственные стереотипы, привычки мыслить определенным образом.

Как выполнять: Загадка, которую придумал Кэрролл, звучит так: «Чем ворон похож на стол?» Упражнение построено на ее основе. Желательно выполнять его вдвоем, чтобы не подтасовывать себе более «удобные» предметы. Один называет любое слово, другой называет любое другое слово, между ними вставляете вопрос: «Чем похожи?» Получается что-то типа «Чем шкаф похож на кролика?» Сидите и ищете варианты.

Длительность упражнения: Начать стоит с 10 пар.

4. Лекция кому угодно о чем угодно

Для чего: Выуживая из памяти неприкладную информацию, тренируете память. Делаете процесс мышления более гибким.

Как выполнять: Упражнение выполняется вдвоем. Вы выбираете любой предмет из тех, что вас окружают, и рассказываете о нем собеседнику. Как он появился? Почему важен в масштабах человечества? Для чего он используется здесь, в этом помещении? При регулярной практике вскоре вы сможете задвинуть часовую лекцию про ластик, стул или дверцу шкафа.

Длительность упражнения: Начинайте с 5 минут.

5. Диалог с зеркалом

Для чего: Вы наблюдаете за собой со стороны, учитесь связно говорить о своих мыслях, налаживаете контакт с самим собой.

Как выполнять: Задача состоит в том, чтобы, глядя на себя в зеркало, выудить из ума любую мысль и развить ее вслух. То есть вы подходите к зеркалу, начинаете думать и говорить о том, что думаете. Плавно переходите с мысли на мысль, связывая их друг с другом. Спустя некоторое время у вас начнет получаться связный и искренний рассказ о том, что крутится у вас в голове.

Длительность упражнения: По 10 минут пару раз в неделю.

6. Разговоры с набитым ртом

Для чего: Одномоментное улучшение дикции перед «спичем».

Как выполнять: Здесь есть разные варианты. Можно положить на язык обычную ложку или по горсти орехов за щеки и пытаться максимально четко проговаривать слова.

Длительность упражнения: Достаточно 7–10 минут.

7. Развитие чужой мысли

Для чего: Развивается умение общаться на любую тему.

Как выполнять: В большой компании. Желательно, чтобы было минимум 5 человек: 4 игрока и один ведущий. Первый игрок начинает рассказ на произвольную тему, по сигналу ведущего следующий продолжает рассказ, так история идет по кругу.

Длительность упражнения: Один цикл игры составляет 5 минут. Через 5 минут назначается новый ведущий.

8. Купля-продажа

Для чего: Для развития навыка убеждения.

Как выполнять: Для выполнения этого упражнения вам понадобится партнер. Выберите любой из окружающих вас предметов и постарайтесь «продать» его собеседнику. Это что-то вроде классической задачки «продай мне ручку» на собеседовании. Описывайте положительные качества предмета, обращайте его минусы в особенности, доказывайте, как он нужен партнеру.

Длительность упражнения: Пробуйте «продавать» в течение 3 минут.

Тренинг «Развитие навыков общения среди подростков»

Цель: Развитие коммуникативных способностей: учиться проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, учиться умению договариваться, обсуждать замысел работы.

Продолжительность 1 час 40 минут.

  1. «Презентация» (10 мин.)
  2. «Да-Нет» (5-7 мин.)
  3. «Очередь» (15-20 мин.)
  4. «Коллаж» (15-20 мин.)
  5. «Чувства» (15-20 мин.)
  6. «Скажи приятное» (10-15 мин.)
  7. «Обсуждение тренинга» обратная связь (10-15 мин.)

1. Упражнение «Круг знакомства», «Презентация»

Время: 10 минут.

Цель: знакомство группы участников тренинга, положительный настрой на работу.

Участники образуют два круга внутренний и наружный, становятся лицом друг к другу, ведущий предлагает участникам задавать любые интересующие вопросы. По команде ведущего внутренний круг движется, переходя к следующему участнику.

Участники группы садятся в круг и начиная с ведущего представляют свой образ группе.

Ведущий предлагает: попробуйте в одной двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?

Ведущий первым себя презентует далее по кругу каждый участник осуществляет свое представление.

Обсуждение:

Читать еще:  Игра восточный базар тренинг

– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?

– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?

2. Упражнение «Да-Нет»

Время: 5-7 минут.

Цель: повышение общего тонуса группы.

Участники делятся на две равные подгруппы, встают друг напротив друга и по команде ведущего одна группа выкрикивает слова ДА другая НЕТ.

Выигрывает та группа, кому удалось быстро сплотиться, более консолидировано и громко произнести свое слово.

3. Упражнение «Очередь»

Время: 15-20 минут.

Цель: развитие непосредственного коммуникативного поведения.

Из группы выбирается 8 человек, из которых 1 человек водящий, 7 человек становятся друг за другом (в очередь) а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. «Очередь» при этом имеет игровую задачу не пропустить «Нахала» к покупке.

Остальные члены группы рассаживаются и наблюдают.

Затем производится общее обсуждение.

Анализируется каждый коммуникативно-содержательный момент игры: кто из стоящих в очереди уступил, и кто не пропустил «нахала», какие средства были применены водящим (просьба, угроза, шантаж)

4. Упражнение «Коллаж»

Время: 20-30 минут

Цель: Развитие личностной и групповой активности, формирование творческого мышления.

С помощью жеребьевки группа делятся на 4 подгруппы. Каждая получает задание и сообща в течение 10-15 минут выполняет его.

Ведущий: сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса.

Темы:

  1. Наш класс;
  2. Перемена-время отдыха;
  3. Будущее нашего класса;
  4. Какие мы есть на самом деле;

Обсуждение коллажей и хода работы над ними. Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы относитесь к теме вашего коллажа?
  2. Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
  3. Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
  4. Понравился ли вам данный вид работы?

5. Упражнение «Чувства»

Время: 15-20 минут.

Цель: Умение выражать эмоции, чувства в коллективе.

Все участники делятся на подгруппы по 5-6 человек.

Ведущий раздает каждой подгруппе карточки, на которых обозначены человеческие эмоции:

  1. радость;
  2. гнев;
  3. безразличие;
  4. разочарование;
  5. негодование;
  6. возмущение;
  7. поддержка;
  8. заинтересованность;

Каждая подгруппа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками тренинга, с описанием ситуации в школе в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).

Другие члены группы дополняют каждые выступления своих коллег.

6. Упражнение «Скажи приятное»

Время: 10-15 минут.

Цель: закончить занятия на позитивной ноте.

Ведущий: предлагает всем участникам тренинга поблагодарить друг друга за работу. (ведущий начинает первым затем все остальные по кругу).

Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

7. Обсуждение тренинга (обратная связь)

Время: 10-15 минут.

Вопросы:

  1. Как вы отнеслись к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
  2. Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
  3. Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.
  4. Что не понравилось? Почему?

Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!

Ход тренинга

Состав группы: 10-12 человек.

Материалы: Бумага А3, цветные карандаши, журналы, клей, ножницы, мяч, карточки с темами (см. Приложение 1, Приложение 2).

Условия: Просторное помещение, 3 стола, стулья по числу участников.

Уважаемые участники сегодня мы будем действовать в игровых ситуациях, и обсуждать свои действия.

1. Упражнение «Круг знакомства», «Презентация»

Попрошу вас разделиться на две равные подгруппы. Нам нужно организовать два круга внутренний и наружный. Встаньте лицом друг к другу, вы можете задавать интересующие вас вопросы своим коллегам, затем по моей команде внутренний круг по часовой стрелке переходит к следующему участнику.

Давайте сядем в круг и в одной, двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?

(Далее передать мяч по кругу)

Обсуждение:

– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?

– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?

2. Упражнение «Да-Нет»

Нам нужно разделиться на две равные подгруппы и встать друг напротив друга. Хорошо! Задание такое – по моей команде эта (показываю рукой) выкрикивает слово ДА, а эта команда слово НЕТ. Выиграет та группа, которой удастся более громко и дружно произнести свое слово. Запомнили? Начали!

Ну, что же я думаю, что обеим группам удалось стать настоящей командой! Замечательно! Вы просто молодцы

3. Упражнение «Очередь»

Нам нужно 8 человек, есть желающие поиграть?

Отлично! 7 – человек представьте, что вы уже долгое время стоите в очереди в магазине, все очень устали, многие торопятся, опаздывают. И вот этот гражданин (показываю на 8-ого участника) хочет пройти к прилавку магазина без очереди. Ваша игровая задача не пропустить «нахала» к покупке. А твоя задача (обращаюсь к 8-му участнику) завязать разговор с каждым стоящим в очереди, попытаться любыми способами достичь своей цели.

Остальные (участники тренинга) рассаживайтесь пожайлуста и наблюдайте!

Затем производится общее обсуждение.

Хорошо! Всем спасибо, присаживайтесь, пожалуйста!

Скажите, какие средства были применены (называю имя 8-го участника) для достижении цели (просьба, угроза, шантаж и т. п.)?

Кто как реагировал (из очереди)?

Какие методы достижения цели были эффективными?

У нас хорошо получается! Продолжим!

4. Упражнение «Коллаж»

Пожалуйста, давайте разделимся на группы по5-6 человек. Сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса. Каждой подгруппе раздать карточку с заданием:

  1. Наш класс;
  2. Перемена-время отдыха;
  3. Будущее нашего класса;
  4. Какие мы есть на самом деле;

После выполнения задания вам нужно будет презентовать свою работу!

Раздать бумагу А3, журналы, клей, ножницы. На выполнение задания вам отводится 10-15 минут.

Отлично! Кто уже готов? (каждая группа презентует свою работу)

Большое спасибо, присаживайтесь по местам. (так же подгруппами)

Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы относитесь к теме вашего коллажа?
  2. Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
  3. Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
  4. Понравился ли вам данный вид работы?

5. Упражнение «Чувства»

Сейчас я каждой подгруппе раздам карточки, на которых изображены человеческие эмоции.

Каждая группа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками, с описанием ситуации в школе, в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).

Другие члены группы дополняют каждые выступления своих коллег.

На подготовку задания дается 5-7 минут.

Большое спасибо, присаживайтесь.

6. Упражнение «Скажи приятное»

Предлагаю всем участникам поблагодарить друг друга за работу. Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

(начинаю первой, затем все остальные по кругу, передаю мячик)

Спасибо всем за работу! Вы просто молодцы! Сегодня все были активны, быстро справлялись с поставленными задачами. Особая благодарность…. За находчивость, за артистизм,

Надеюсь, что на следующее занятие вы также придете с желанием работать! (передаю мячик по кругу)

7. Обсуждение тренинга (обратная связь)

А теперь дорогие друзья давайте вернемся в нашу действительность.

Вспомним, что замечательная пора отрочества уже позади. И все мы занимаемся благородным и в то же время ответственным делом. Работаем с детьми, помогаем им справляться с трудностями.

Уважаемые коллеги! Давайте скажем несколько слов о том:

  1. как вы относитесь к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
  2. Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
  3. Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.
  4. Что не понравилось? Почему?

Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector