Npk18.ru

Обучение новым специальностям
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг по командообразованию

Тренинг для подростков «Командообразование»

Тренинг на командообразование

Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей — очень ошибается, а тот, кто воображает, что другие не могут обойтись без него — ошибается ещё больше.

Франсуа де Ларошфуко.

1. Основная цель тренинга — создание позитивных изменений в социально-психологических параметрах команды после непосредственного участия в обучении, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему организационному развитию.
2. Задачи тренинга:
• продемонстрировать преимущества командной работы;
• усовершенствовать общение в команде;
• освоить навыки обратной связи;
• усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
• научить видеть человека в командной роли, развить среди членов команды уважение к роли каждого, улучшить способность принимать ограничения и использовать сильные стороны каждого участника;
• получить удовольствие от совместной работы.

3. Ценность тренинга командообразования в том, что они позволяют решить ряд задач:
• затрагиваются такие области, как эмоции, аспекты личности и взаимоотношений. Часто это дает возможность взглянуть на человека другими глазами, понять, почему он в какой-то ситуации введет себя так, а не иначе;
• участники тренинга учатся выражать и распознавать эмоции. Все это приводит к тому, что члены команды начинают понимать друг друга лучше, а, следовательно, более эффективно взаимодействовать;
• делается акцент на том, что разные точки зрения — это мощный ресурс командной работы, и терпимость как понимание и признание сильных и слабых сторон каждого — это важный аспект командной работы.
Одним из основных вопросов современного менеджмента является вопрос о том, какими средствами можно улучшать взаимодействие между сотрудниками, работающими в одной организации, с целью повышения эффективности деятельности этой организации. Для решения этого вопроса созданы тренинги командообразования. Командообразование происходит от английских слов team building (тимбилдинг), что в переводе означает «создание команды».

Проблемы, которые решаются на тренингах командообразования, могут быть как внутрикомандными, так и межкомандными.

Тренинги по командообразованию способствуют:
• формированию навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях;
• повышению уровня личной ответственности за результат;
• переходу из состояния конкуренции к сотрудничеству;
• повышению уровня доверия и заботы между членами команды;
• переключению внимания участника с себя на команду;
• повышению командного духа и дают заряд позитивного настроения.

А) «Групповое ожерелье»

«Групповое ожерелье» – игра, которая помогает нам разобраться в том, какой вес мы имеем в группе, какое место занимаем или хотим занимать в ней.

Необходимые материалы: ножницы по количеству участников, цветная бумага

Каждый из участников получает ножницы и лист цветной бумаги (могут быть разные цвета у разных людей). В центре комнаты на полу положен большой лист бумаги и несколько тюбиков клея.

— У вас есть ровно одна минута вырезать из листа круг, написать на нём ваше имя и приклеить его на большой белый лист в центре комнаты. Начали! (Работа группы не комментируется тренером и не даются дополнительные пояснения).

Вопросы для обсуждения:

— Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания и подумайте над вопросами:

— Нравится ли мне место, которое я занимаю на листе?

— Хотел бы ли я переместить свой круг в другое место? Почему?

— Отражает ли размер моей «бусины» моё реальное место/вес/влияние в группе?

— Ваше мнение о «бусинах» (размер и их расположение, соответствие реальному положению и «весу» в группе. ) ваших товарищей?

Б) «Уменьшающаяся газета»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Участники объединяются в мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: « Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»! »

После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»

В) «Мой вклад в команду»

Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.

Все участники объединяются в мини-группы по 3-4 человека.

Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

По результатам упражнения можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.

Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному — выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.

В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.

Необходимые материалы : скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.

Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.

Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.

То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.

Показать разность восприятия, стереотипы в восприятии.

5 -7 минут Размер группы Любой

Каждый участник берет лист бумаги формата А4 или A5 и закрывает глаза. Обязательно берет шариковую ручку. Попросите участников согнуть лист пополам. Если кто-нибудь спросит, как и в какую сторону сгибать — Просто повторите задачу, и не отвечайте на вопрос . Получившееся согнуть еще раз пополам. И еще раз. После этого предложить на выбор 1 обязательное действие. Оторвать уголок Сделать отверстие ручкой.

Читать еще:  Тренинг коммуникативных умений

Откроем глаза. Покажите, у кого, что получилось?

Кто был уверен что бумага и ручка для того что бы что то записывать?

Почему работает стереотип?

Вы довольны результатом?

Почему у вас на выходе листы получились разными?

Акцент — Больший лист – проще дырявить и рвать чем маленький.

Кто в первом шаге моей инструкции задал уточняющий вопрос? Остальные, почему промолчали? Где в нашей работе или жизни встречаются такие ситуации? (возврат на размер листа, стререотип с ручкой) К чему они могут привести? Что нужно делать, чтобы такого не случилось?

5. Итоги упражнений:

1). Как Вы себя чувствовали?

2). Что мы могли наблюдать в ходе наших упражнений?

3). Что Вас удивило?

4). Что Вы еще хотели бы узнать и сказать друг другу?

Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку.

Самый лучший тренинг командообразования и особенности упражнений для него

В любом рабочем коллективе устанавливаются какие-то отношения между сотрудниками. Каждый руководитель хочет, чтобы эти отношения, если не помогали работе коллектива, то хотя бы не мешали ей.

Когда приходит осознание, что проблемы или неприятности в компании связаны с отсутствием позитивного психологического климата в коллективе, ответственные руководители обращаются к тренингам командообразования и сплочения коллектива. Иногда эти понятия рассматривают вместе, но чаще – отдельно. Сплочение означает лишь формирование группы дружно работающих сотрудников.

Главное отличие тренингов командообразования (team building) от корпоративного отдыха и других корпоративных мероприятий в том, что участники занимают активную позицию в мероприятии. Данная активность направлена, в основном, не столько на развлечения, сколько на повышение эффективности работы с точки зрения взаимодействия всех участников рабочего процесса.

Командообразование – это более глубокий процесс, затрагивающий все этапы формирования команды, формирование навыков совместной работы, создание у каждого участника представления о своей важности и нужности в команде и т.д. Именно поэтому к этим тренингам также обращаются при создании команды для выполнения определенного проекта, хоть после окончания работы данная команда чаще всего распадается.

Команда — это небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе. Кроме того, члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли. (И. Салас, Р. Берд и С. Таненбаум)

Польза от командообразования давно отмечалась специалистами, потому что в бизнесе, как и во всем мире, в настоящее время главенствуют следующие тенденции:

  • глобализация бизнеса, приводящая к мультикультурной среде внутри компании,
  • виртуализация бизнеса,
  • наличие в организациях сотрудников разных поколений,
  • рост количества проектных групп.

Когда необходим такой тренинг для компании?

  • В случае, если идет реорганизация или кардинальная замена кадров в офисе фирмы;
  • Если среди сотрудников явное недопонимание друг друга, есть соперничество, конфликты, что приводит к неэффективной работе, идущей в убыток;
  • Когда в старом коллективе появляется группа новых специалистов, профессионалов, знающих свое дело, которые работают «изолировано» от остальных;
  • В случаях открытия нового отдела, структуры в фирме, когда сотрудникам предстоит работать в новой, непривычной для них отрасли, и возможно формировать новый коллектив;
  • Перед группой работников стоит задание, которое необходимо выполнить в сроки, которые жмут с каждым днем;
  • Для реализации особого проекта необходимо сотрудничество с новыми людьми, которые находятся вне штата основных работников.

Задачи игры на командообразование

  • Выяснить, какие командные роли необходимы для успешного функционирования рабочей системы. В данном случае, можно опираться на одну из разработанных концепций командный ролей, адаптируя ее под конкретную ситуацию. Важным является поиск исполнителей на каждую из ролей.

Как правило, человек способен на должном уровне выполнять функции максимум 2-3 командных ролей.

  • Повышение уровня коммуникации между сотрудниками – без этого невозможно себе представить построение эффективного рабочего процесса.
  • Укрепление привлекательной корпоративной культуры, что приведет к повышению лояльности сотрудников компании.
  • Во время тренинга сотрудники могут на практике (пусть и игровой) научиться принимать решения, действовать в нестандартных ситуациях.
  • Так же во время подобных тренингов можно больше узнать об эффективности тех или иных методов мотивации сотрудников, внедряя соответствующие элементы в программу тренинга.

Для каждой из этих целей должны быть соответствующие номера (так в тренингах часто называют упражнения). В идеальном случае, все упражнения в той или иной мере должны быть направлены на каждую из задач. Таким образом, от программы тренинга зависит очень многое.

Особенности тренинга командообразования

В тренинге командообразования могут принимать участие руководители компаний (с целью обучиться приемам формирования команды), отдельные подразделения и службы компании (коллектив, которому предстоит долгое время работать вместе) или проектные команды (планируется работа для создания одного или нескольких проектов). Для каждого тренинга определяются собственные цели, задачи, разрабатывается определенная программа, подбираются соответствующие упражнения. Обычно выделяют следующие задачи тренинга командообразования:

  1. выявление проблем, связанных со структурой организации и человеческим фактором, влияющих на выполнение работы,
  2. развитие коммуникативных навыков участников,
  3. формирование навыков рефлексии,
  4. формирование позитивного социального окружения.

Когда планируется тренинг командообразования, упражнения его должны отвечать одному главному требованию – показать преимущество командной работы в определенных ситуациях перед самостоятельной работой. Естественно, команда не нужна при выполнении абсолютно любого действия, но привить командный стиль работы, умение доверять и положиться на другого очень важно.

Упражнения для тренинга по формированию команды

Когда тренинг проводится для всех сотрудников компании или отдельного подразделения (т.е. команде в будущем предстоит работать вместе длительное время), чтобы сформировать командный дух и так называемый командный стиль работы, упражнения должны отвечать следующим задачам:

  • повышение лояльности сотрудников к самой организации,
  • усиление авторитета начальства,
  • создание между сотрудников полезных для компании неформальных отношений,
  • получение опыта высокоэффективного командного взаимодействия,
  • увеличение мотивации на выполнение совместной работы,
  • понимание личностных особенностей друг друга, принятие друг друга, установление доверительных отношений между персоналом,
  • наличие общей яркой истории, которая усилит осознание и принятие философии компании.

При создании проектной группы тренер должен продумывать упражнения так, чтобы они соответствовали этапам групповой динамики:

  1. Сначала участники группы испытывают напряжение из-за того, что перед ними незнакомые люди. Соответственно упражнения должны быть направлены на создание дружественной, доверительной и комфортной атмосферы. Также на данном этапе необходимо сформулировать общую цель, правила работы группы и методы контроля над их соблюдением. Роль неформального лидера в это время играет сам тренер.
  2. Дальнейшая работа должна служить для того, чтобы группа могла продолжать эффективно работать и после тренинга. Для этого используют методы создания доверия внутри группы. На этом этапе применяют упражнения на распределение групповых ролей, выявление неформального лидера внутри коллектива, установление групповой иерархии. Важным является понимание того, что для выполнения каждой конкретной задачи лидерство должно переходить к наиболее компетентному в данном вопросе человеку.
  3. На следующих этапах работы необходимо давать упражнения на преодоление конфликтных ситуаций, проявление своих эмоций, отстаивание собственной позиции. Разрабатываются упражнения на совместную деятельность, при которой участники учатся анализировать сложные ситуации и находить способы выхода из них.
  4. Итогом работы станет команда, умеющая действовать в повседневных и сложных ситуациях, умело разрешать возникающие противоречия и адекватно выражать собственные эмоции. На последнем этапе важно дать участникам «материальное воплощение» своей работы: красиво оформленные ими рекомендации для совместной работы, правила работы в группе и поведения в конфликтах и т.д.
Читать еще:  Тренинг на формирование коммуникативных навыков

Виды упражнений

Возможно проведение данного вида тренинга в помещении или на природе, причем тренеры видят преимущества и в том, и в другом варианте. Упражнения подбираются в зависимости от места проведения и цели тренинга. Все упражнения для тренинга командообразования можно разделить на несколько групп:

  • Проектные модули: группа должна выполнить определенный творческий или “строительный” проект за короткий срок. Участники сами распределяют роли, планируют деятельность, общаются, при этом осознают важность слаженной работы в коллективе.
  • Активные методы: это может быть веревочный курс, спортивная или стратегическая игра, создание какого-то символа, например, логотипа компании, из собственных тел и т.д.
  • Креативные модули: совместная деятельность группы по выполнению творческого задания – написание картины, создание дизайна корпоративной одежды, командное музыкальное выступление, съемка корпоративного фильма и т.д.
  • Настольные бизнес-игры: во время них вырабатывается собственная стратегия действий.
  • Методы визуализации: то, что дается в форме теории, участники воплощают на бумаге или в сценках.

Темы тренингов: Командообразование

Что такое тренинг на командообразование? Это набор упражнений, заданий на коммуникации, никак не связанный с вопросами компании. В общем, это тот же тимбилдинг тренинг, только с добавлением небольшого лекционного материала. Сотрудники получают поверхностные знания и отрабатывают умение на улучшение общения. И не более. Было бы более правильно называть подобные тренинги коммуникационными. Но есть мода на тренинги командообразования для персонала. Поэтому эти тренинги называют именно так.

В чем отличие тренинга на командообразование от реального создания команды

Начнем с определения команды. Руководители должны знать, что они получат в результате проведения мероприятий по созданию команды. От того, что называют командой будет зависеть какими приемами ее будут создавать.

Команда – это малая группа с прозрачными границами, которая развивается в соответствии с этапами групповой динамики для качественного достижения командных целей.

Группа становится командой, когда:

  • Умеет самоорганизовываться под цели и задачи
  • Живет по внутренне выработанным правилам и регламентам в соответствии с командными ценностями
  • Самостоятельно повышает качество своей работы.

Как видно из определения, на тренинге командообразования невозможно создать такую команду. Для этого нужна командообразующая бизнес-сессия.

Руководитель, под которого создается команда, должен выделить командные рабочие задачи. И именно их во время бизнес-сессии команда будет решать. Это должен быть не тренинг по командообразованию для руководителей, а именно бизнес-сессия. Руководители включаются полностью в процессы, если разбираются рабочие вопросы, а не отвлеченные. И очень важно во время бизнес-сессии проводить обучение командообразованию. Компания получает при этом двойную выгоду. Создается самоорганизованная команда и одновременно руководителей обучают, как создавать команды из своих сотрудников.

Таким образом, стоимость бизнес-сессии окупается вдвойне по сравнению со стоимостью тренинга командообразования.

Еще один момент, очень важный для создания команды. Тема «Управление групповыми конфликтами» дается во время бизнес-сессии. Участники прорабатывают свои конфликты, когда узнают про групповые эффекты. Они выделяют их в своем общении и разрабатывают приемы управления.

В конце бизнес-сессии команда создает план реализации командных задач уже на рабочем месте. И очень важно их поддерживать во время работы после бизнес-сессии. Это получается более эффективно, когда участники получают структуру проведения командных сессий. Они встречаются для дальнейшей проработки командных задач на командных сессиях. Таким образом, команда постоянно развивается и может выполнять все более сложные задачи самостоятельно.

Онлайн-обучение командообразованию

Обучить созданию команды в онлайн возможно и даже еще более выгодно для заказчика. Тренинги по командообразованию в нашей компании можно проходить онлайн с обратной связью при помощи платформы ЗУМ..

Онлайн-программа обучения созданию команды состоит из модулей по 2 часа. В них в реальном времени тренер дает всю необходимую информацию для создания команды. Это могут быть удаленные команды, распределенные команды.

Все обучение проходит на площадке ZOOM.

Между модулями руководители создают свои команды под руководством наших онлайн-тренеров.

И такие онлайн-программы у нас уже разработаны. Например, смотрите ниже онлайн-курс «Обучение руководителей созданию команд на рабочем месте»

Создание команды в онлайн

Создание команды в режиме онлайн возможно и результативно. Мы проверили это на ряде управленческих команд. Для этого создали онлайн-программу создания команды и одновременного обучения руководителей, как команду создавать и развивать.

Для компании создание команды в онлайн-режиме будет даже выгоднее, чем через бизнес-сессии в аудитории.

Уже во время создания команды каждый ее участник будет создавать собственные команды. Таким образом компания получит не одну команду, а столько, сколько руководителей будет в управленческой команде.

Под каждый запрос мы составляем индивидуальное онлайн-обучение.

Посмотреть пример онлайн-программы создания команды можно здесь.

Итак, подведем итоги.

С помощью тренинга на командообразование или тимбилдинга команду сделать невозможно. Это только улучшение коммуникаций.

Команды создаются во время бизнес-сессии с одновременным обучением руководителей, как делать команды. Команды можно создавать в режиме онлайн. И это дает больше выгод для компании, сохраняет ее финансовые ресурсы.

Во время бизнес-сессии прорабатывается управление групповыми конфликтами. Во время онлайн-тренинга также происходит проработка конфликтов между сотрудниками.

Команда руководителей получает четкую структуру проведения командных сессий на рабочем месте. За счет этого происходит дальнейшее развитие команды уже в рабочих условиях. Командные сессии можно проводить в онлайн с удаленными сотрудниками. И мы даем эту структуру тоже на наших онлайн-тренингах.

Вы можете обратиться за консультацией по развитию команд к Галине Сартан , автору методики создания и развития команд «FBM Team». Автору книги «Круг совершенства. Как создать команду без тренингов. Пошаговое руководство», издательство Синергия, 2019 год.

Заходите в наш раздел «Командообразование» и заказывайте тренинги и онлайн-тренинги для вашей компании. Список программ вы можете видеть ниже на странице

Онлайн-курс «Обучение руководителей созданию команд на рабочем месте»

Для кого Руководители подразделений компании Руководители удалённых команд Руководители проектов или продуктов Agile-коучи Scrum-мастера или бизнес-тренеры Об онлайн-курсе […]

Онлайн-программа «Создание управленческой команды с одновременным обучением созданию удаленных команд»

Параметры программы Форма проведения — дистанционная. Метод обучения – развивающее и поддерживающее обучение. Целевая аудитория – члены управленческой команды. Количество […]

Управление групповыми конфликтами

Тренинг может проводиться в онлайн для удаленных сотрудников. Под ваш запрос мы разрабатываем онлайн-программу. Для кого Топ-менеджеры Руководители среднего звена […]

Читать еще:  Тренинг на тему общение

Команда за 24 часа

Тренинг может проводиться в онлайн для удаленных сотрудников. Под ваш запрос мы разрабатываем онлайн-программу. Для кого Руководитель и топ-менеджеры управленческой […]

Создание команды для креативных решений

Тренинг может проводиться в онлайн для удаленных сотрудников. Под ваш запрос мы разрабатываем онлайн-программу. Для кого Руководитель проекта и подобранные […]

Команда стартапа. Как создать и вдохновить. 100% практики

Тренинг может проводиться в онлайн для удаленных сотрудников. Под ваш запрос мы разрабатываем онлайн-программу. Для кого Руководитель стартапа его сотрудники […]

Создание команды проекта

Тренинг может проводиться в онлайн для удаленных сотрудников. Под ваш запрос мы разрабатываем онлайн-программу. Для кого Руководитель проекта и подобранные […]

Обучение руководителей созданию команд

Тренинг может проводиться в онлайн для удаленных сотрудников. Под ваш запрос мы разрабатываем онлайн-программу. Для кого Топ-менеджеры Руководители среднего звена […]

Улучшение межфункциональных коммуникаций

Тренинг может проводиться в онлайн для удаленных сотрудников. Под ваш запрос мы разрабатываем онлайн-программу. Для кого Руководители и сотрудники двух […]

Тренинг по командообразованию: Всегда ли он нужен и как к нему подготовиться?

Автор: Анна Иванова

Тренеры, имеющие опыт проведения тренингов по управленческой тематике, могут столкнуться с необходимостью проведения мероприятий по командообразованию (здесь и далее это громоздкое русское слово мы заменим на ставшее популярным team building). Этот вывод напрашивается сам собой, поскольку, как часто случается, традиционный управленческий тренинг дает улучшение индивидуальных навыков участников, но не решает реальных проблем в рабочих группах и не помогает менеджерам лучше взаимодействовать друг с другом и с подчиненными. Поэтому тренерам, особенно тем, кто работает внутри компании, требуются навыки построения команд или фасилитации.

Командообразование — это организованное усилие по улучшению командной эффективности. Оно может включать в себя определение и разъяснение политики/целей; ревизию и улучшение процедур; поиск более инновационных и творческих путей решения задач; улучшение управленческой практики в таких областях, как межличностная коммуникация, принятие решений, делегирование, планирование, наставничество, развитие карьеры, стимулирование; улучшение взаимодействия между членами команды; улучшение внешних отношений (с клиентами, поставщиками); улучшение взаимодействия с другими рабочими группами; совершенствование продуктов и/или услуг.

В некотором смысле team building строится на основе спортивной модели. Основные требования к команде звучат, как правило, так: производительность должна постоянно улучшаться, команда не должна останавливаться на достигнутом, команда должна постоянно стремиться к большей командной сплоченности, с охотой участвовать в самоанализе и обратной связи (как получая, так и давая ее), и наиболее значимыми признаются такие ценности как открытость, доверие, спонтанность, взаимность, разделение чувств, забота о товарище, принятие риска на себя и экспериментирование.

Team building обычно начинается тогда, когда лидер команды осознает, что возникли препятствия в развитии командной эффективности, что она пробуксовывает, что необходимы изменения, и что ему требуется помощь для решения этих задач. Стоит заметить, однако, что бывают ситуации, когда лидер команды заявляет о необходимости сплочения команды с такой целью, чтобы его воля и управленческие решения были более полно донесены до сведения группы. В последнем случае team building будет напрасной тратой времени, поскольку в понимании такого лидера от членов команды требуется подчинение, а не большая креативность, независимость или экспериментирование.

Team building также вряд ли будет успешным, если подстегивается тем обстоятельством, что в другом отделе его уже проводили, или кто-то на более высоком уровне принял такое решение.

Тренинги по командообразованию могут проводиться во время крупных реорганизаций, слияния или приобретения, или сокращения персонала. Он может потребоваться в связи с существенно возросшими обязанностями, изменениями в миссии или появлением новых программ, например, сокращения расходов или улучшения качества.

Перед открытием нового завода, офиса полезно также провести team building. Целями такого тренинга могут быть разъяснение миссии, политики, приоритетов и ожиданий, а также более осмысленное знакомство членов команды друг с другом и хороший старт для развития продуктивных отношений между членами команды.

Один из способов лучше понять team building — это определить, чем он не является:

  • Это не занятие, которое может быть с успехом проведено любым менеджером или лидером команды. Разделение ролей лидера и управленца, активное слушание, желание получать и давать обратную связь, поддержка и воодушевление других, создание атмосферы открытости — это навыки и способности, которыми не все менеджеры обладают. Другими словами, готовность лидера — это ключевой момент успешного командообразования
  • Оно не будет эффективным, если не все члены группы привержены этой идее.
  • Оно предназначено не только для рабочих команд, ‘попавших в беду’. Все рабочие группы могут улучшить свою эффективность с помощью хорошо проведенного тренинга
  • Все проблемы не решить ‘одним выстрелом’. Первоначальный тренинг должен быть подкреплен последующими посттренинговыми мероприятиями. Это долгосрочное вложение в единство и здоровье команды
  • Это не панацея. Тренинг не может преодолеть проблем, относящихся к большей системе, как, например, недостаточные ресурсы, неэффективная система мотивации, плохое руководство на более высоком уровне, неэффективная система коммуникации в организации или недостаток кооперации с другими подразделениями
  • Это не простое мероприятие. Тяжелая работа, терпение и терпимость, желание потратить необходимое время, рисковать и экспериментировать — вот некоторые ингредиенты успешного построения команды
  • Это не происходит само по себе без помощи опытного фасилитатора. Некоторые менеджеры могут сплачивать команды самостоятельно, но таких очень мало. На самом деле, наличие нейтрального наблюдателя — фасилитатора — обязательное условие успешного процесса.
  • Это не процесс, создающий зависимость от фасилитатора. В действительности доказательство эффективности фасилитатора приходит тогда, когда группа перестает в нем нуждаться.

Следует также заметить, что в жизни организации бывают времена, когда тренинг по командообразованию может быть неуместен, например, в период массированного сокращения численности персонала. Обычные техники, направленные на построение команды, в этой ситуации не помогут — они требуют способности строить отношения доверия, а в данной ситуации уровень доверия низок.

Team building отличается от других стандартных групповых занятий заключается наличием двойной области воздействия:

  • Работа сама по себе (цели, политика, приоритеты, процедуры, проблемы, продукты, услуги)
  • Оценка, даваемая самой группе в отношении ее способности выполнять данную работу (групповой процесс). Хотя фокус на работу против фокуса на процесс может варьировать в зависимости от (а) потребностей каждой группы, (б) способности и желания группы получать обратную связь о себе и (в) стиля фасилитатора,- первичный фокус обычно направлен на повышение производительности.

Принимая во внимание пункт 2, мы выделяем 3 относящиеся к членам команды задачи, которые определяют, станет ли группа командой или нет:

  • Членство: Я внутри или за пределами? (Чем более внутри мы себя чувствуем, тем больше наше сотрудничество и энтузиазм, и наоборот)
  • Влияние: Имею ли я какую-нибудь власть и влияние? (Это относится к сохранению ли понижению самооценки)
  • Личностный рост: Будут ли здесь возможности использовать, развить и расширить необходимые навыки и способности?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector