Npk18.ru

Обучение новым специальностям
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Специфика составления сценариев тренинговых занятий

И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА

НЕКОТОРЫЕ СЕКРЕТЫ ТРЕНИНГОВОЙ КУХНИ –
О РЕЦЕПТАХ И СЕРВИРОВКЕ БЛЮД

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРЕНИНГА КАК ИСКУССТВО

  • Сценарии тренинговых занятий
  • Алгоритмы и тренинговая работа

Сценарии тренинговых занятий

Когда некоторые специалисты-практики говорят о том, что можно создать замечательный сценарий занятия, который может транслироваться и работать – то есть быть эффективным независимо от особенностей личности ведущего и специфики группы, это вызывает, мягко говоря, недоумение. В общем-то в нашей жизни и тем паче в психологической практике все бывает – «На свете много есть такого, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!», но все-таки: если бы созданный неким специалистом один раз, апробированный на ряде групп сценарий затем был бы «запущен в серийное производство», использовался бы «под копирку» апологетами и, невзирая на погодные условия, обеспечивал бы всякий раз высшую степень эффективности – то все! Можно умывать руки и закрывать все исследовательские психологические институты. А заодно и педагогические вузы.

Были бы разом решены все глобальные методологические, методические, практические проблемы психологии и педагогики. Потому как – вот она, волшебная палочка, универсальный инструмент «исправления» и «выращивания» гармоничной личности. Бери и пользуйся! И пойдут стройными рядами актуализированные субъекты саморазвития. Правда, из инкубатора.

Вспоминается чья-то шутка об одном амбициозном поэте: «Написал пять стихотворений о любви – закрыл тему».

Можно, конечно, помечтать: вот гениальный педагог-новатор подробнейшим образом описывает свои уроки и даже демонстрирует их по телевизору – сотни тысяч менее талантливых учителей но всей стране тут же воспроизводят эти уроки с точностью до запятой и результат: в миллионах ленивых и туго соображающих учащихся вдруг вспыхивает неуемный огонь познания, и они личностно растут прямо на глазах. Тут и там, как грибы, множатся одаренности. Пара лет – и создана новая формация людей, готовых в принципе жить хоть при коммунизме.

Каково? К сожалению (а может, к счастью?), утопия. Пробовали уже – и описывать, и демонстрировать, и подражать. И не раз пробовали, особенно с педагогами-новаторами, – не получается. Делают вроде все, как учитель гений, ан нет – вылезет не вовремя какой-нибудь Вова Пупкин и жвачкой плюнет. И приходится на него, родимого, орать и отвлекаться. В общем, дети мешают. Без них так бы замечательно внедрили талантливую педагогическую технологию.

Так же обстоит дело и со сценариями тренинговых занятий.

Нет волшебных сценариев, нет универсальных инструментов, нет чудодейственных рецептов, пригодных на все случаи жизни. Потому что – разговоры об уникальности личности каждого человека, оскомину давно набившие, не пустые. Потому что – мы и в самом деле все разные: и ученики, и учителя, и ведущие, и участники групп. Потому что каждый день – «не такой, как вчера». И потому что «нельзя дважды в одну и ту же реку. «. А кроме того не раз уж напоминали лучшие умы: воспитывает не метод, а личность.

Поэтому и учат в педагогических вузах и университетах не тиражированию кем-то созданных планов и сценариев занятий, а общим принципам их создания, методологическим основаниям и методическим приемам.

Алгоритмы и тренинговая работа

Никто не сумел пока создать алгоритм воспитания души. Наверное, потому, что для каждой души он свой, ведь душа у каждого развивается по своему особому пути. Значит, психология – не наука? Наука, конечно, поскольку способна изучать общие закономерности, механизмы и проявления психики. Но там, где психология соприкасается с живой конкретной душой, – там она из науки превращается в искусство. А для искусства, как известно, основное правило – это приоритет исключений.

Художник, создавший произведение искусства, при всем желании не сможет передать ученикам алгоритм создания истинно талантливого произведения. То есть он, безусловно, сможет поднапрячься и восстановить механическую цепочку шагов-действий, приведшую к созданию его собственного шедевра, сможет даже объяснить ученикам и заставить их выучить эту цепочку наизусть. Но смысла в этом не будет никакого – потому что, повторив эту цепочку, его последователи получат в самом лучшем случае точно такое же произведение. Только на свет появится не новый шедевр, а копия уже имеющегося. А в этом случае об искусстве – о подлинном искусстве – речи нет.

Означает ли это, что в искусстве нет алгоритмов? Разумеется, не означает. Решая любую частную задачу – в рамках своей глобальной сверхзадачи, – художник, как и ученый, пользуется определенными средствами, приемами, представляющими собой известные алгоритмы. Можно рискнуть и высказать предположение, что создание произведения искусства или научное открытие – это результат новой комбинации известных алгоритмов, помноженной на неожиданные изменения в структуре какого-то алгоритма.

Точно так же происходит и в практической психологии. Отсюда понятна специфика работы ведущего тренинговых групп, впрочем, как и любого практического психолога: он должен владеть значительным количеством разнообразных алгоритмов (методов, приемов) и уметь комбинировать эти алгоритмы в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности (запроса заказчика, состава группы, особенностей отдельных участников, стадии группового процесса, последних политических новостей. направления ветра, в конце концов). Но этого мало. Если мы согласимся с тем, что деятельность практического психолога сродни искусству, то получается, что творчество – это просто-напросто его профессиональная обязанность. Стало быть, психолог должен быть готов в любой момент забыть привычный алгоритм и импровизировать, жонглируя приемами, по ходу дела модифицируя упражнения и изобретая новые.

Подобный уровень профессионализма достигается только на основе опыта и изначально заложенной способности к творчеству. Чтобы виртуозно «играть» приемами и упражнениями, надо очень глубоко понимать их смысл, прочувствовать их, то есть в каждом из них пройти миг переживания. Тогда каждое упражнение будет не сухим алгоритмом, схемой действий, пошаговым планом – а проживанием опыта, причем не только для участников группы, но и для ведущего. Проживая упражнение каждый раз вместе с группой, ведущий каждый раз приобретает новый опыт. Это не парадокс: психологические игры и упражнения имеют удивительное свойство, отличающее их от других «способов структурирования времени», как сказал бы Э. Берн, повторение которых не приносит ничего кроме скуки. Их содержание в любой момент готово блеснуть новой, не виданной ранее драгоценной гранью, повернуться неожиданной стороной. Вы можете десятки раз использовать одно и то же упражнение в разных группах, даже почти не модернизируя его, и обнаруживать в нем все новые смыслы – эти великолепные жемчужины для украшения личности.

Неисчерпаемость содержания психологических игр и упражнений как раз и есть площадка для запуска творческого фейерверка группового тренера. Тогда случается некий инсайт, и творчески примененный прием дает совсем не тот, что планировался ранее, но еще более грандиозный эффект. И ведущий чувствует крылья за спиной, видит результативность своей работы и осознает, что может сделать в своем дневнике новую запись под скромной рубрикой «методические находки».

Но для этого нужно хорошенько освоить уже созданные алгоритмы, осознать хотя бы часть скрытых в них смыслов, отработать их, увидеть на практике, как они действуют именно в ваших руках. И тогда – творите! Пользуйтесь полученным инструментом для достижения ваших целей, помня о главном принципе: НЕ НАВРЕДИ!

Вопросы и задания для самоконтроля

Вставьте слово «можно» или «нельзя» в предложение: «Разработанные опытными ведущими сценарии тренинговых занятий. в точности тиражировать в любой группе». Объясните свою точку зрения.

Почему практическую психологию можно считать сферой искусства? Согласны ли вы с этим мнением? Если нет, докажите обратное.

Почему практическую психологию можно считать наукой? Согласны ли вы с этим мнением? Если нет, докажите обратное.

Возможно ли в искусстве применение алгоритмов? А в практической психологии?

Нужно ли практическому психологу овладевать системой методов, методик, приемов, техник, если его главный инструмент – собственная личность?

  • Как вы думаете, почему во многих пособиях начинающему ведущему тренинга настоятельно рекомендуется все психотехники и упражнения вначале опробовать на себе?
  • Составление сценария тренинга.

    Все события содержательной части тренинга происходят на фоне личностной и групповой динамики, что осложняет процесс планирования тренинга и ограничивает применимость проектного подхода. Эффективность использования тренинговых процедур во многом зависит от адекватного включения их в личностный, групповой и содержательный контексты группы. Выполнение одного и того же упражнения в разных группах проходит по-разному. Нередко по окончании первого занятия необходимо вносить изменения в последующий план работы, учитывая индивидуальные особенности участников, уровень развития группы и ее содержательное продвижение. Несвоевременное использование упражнений, например, предполагающих физический контакт или прикосновение к системе ценностей человека в группе, где участники недостаточно раскрепощены и открыты, может привести к повышению напряженности, возникновению дискомфорта и закрытию участников.

    Для выбора каждого последующего упражнения необходимо определить: с чем вы хотите работать (с какими характеристиками группы как объекта; индивидуальными особенности участников)? Какие изменения вы хотите произвести? Используя какие упражнения, вы можете произвести эти изменения? Насколько группа будет готова к выполнению данного упражнения? Как можно подготовить группу к выполнению данного упражнения? Какой будет получен результат для продвижения группы в содержательном плане после выполнения процедуры?

    Техническое оснащение.

    Организация тренинга предполагает обеспечение некоторых внешних условий: подготовку и оборудование помещения, исключение помех, отвлекающих внимание от происходящего в группе, обеспечение удобными местами для сидения участников, специальной аппаратурой, фиксирующей процесс общения. Размер группы определяется возможностью непосредственного общения для участников и обычно ограничивается 7-9 членами группы. Лучше всего занятия по тренингу проводятся в просторном помещении с установленными в нем креслами. Кресла ставятся полукругом. В центре полукруга — место для разыгрывания сценок. В тех случаях, когда игры проводятся одновременно по парам, кресла можно развернуть таким образом, чтобы участники смогли сидеть лицом друг к другу.

    Техническое сопровождение обеспечивает помощник тренера, специально обученный оператор или сам ведущий, фиксируя ход и результаты тренинга с помощью видеокамеры или магнитофона. Отметим две, с методической точки зрения, наиболее существенные ее стороны.

    Во-первых, поскольку записывающие средства используются для фиксации результатов, важно отслеживать содержание того, что фиксируется, чтобы оно охватывало те элементы поведенческой ситуации, которые будут впоследствии обсуждаться. Это обеспечивается решением определенного круга операторских задач, методическая проработка которых дает ответы на вопросы: что снимать: каких участников, говорящего или слушающего, какие части тела и т.д.; как снимать: каким планом, крупным или общим, используется ли панорамирование, например, при фиксации процесса обсуждения и т.п. Естественно, что композиция сцены должна быть так продумана, чтобы не снимать участников со спины, чтобы освещение не вызывало контрастности изображения, скрадывающего детали лиц и фигур, чтобы звуки голосов были слышны и пр.; когда снимать: по сигналу ли ведущего, до или после каких событий и т.д.

    Во-вторых, на этапе группового обсуждения встает вопрос о том, в какой последовательности и когда необходимо включать в анализ материал, зафиксированный на видео или магнитофоне. Это определяется демонстрационными задачами. Так, например, видеоматериал может просматриваться не полностью или в штатном порядке — с конца в начало. Может планироваться демонстрация без звука: специально для анализа только видеоряда (при изучении мимики, пантомимики) как средства выразительности в деловом общении.

    Программы тренингов.

    В данном разделе приведены разработанные и апробированные программы тренингов. Программы адаптированы для проведения с сотрудниками оперативных подразделений ФПС и направлены на обучение личного состава (в том числе руководящего), повышение психологической готовности и устойчивости коллективов к действиям в экстремальных ситуациях, повышение профессионально-психологической компетентности отдельных сотрудников.

    Приводится общее теоретическое обоснование для выбора тематики тренингового курса, для каждого тренинга указаны цели, задачи, ожидаемые результаты, приведены содержание, подробное описание всех используемых упражнений и рекомендации по их проведению. Все программы оформлены в разном стиле, что позволит психологу выбрать наиболее близкий для себя вариант составления тренинга. Программы можно использовать как в готовом виде, так и в качестве примера или основы для составления собственных тренингов на основе предложенного в пособии алгоритма.

    Конспект сценария тренингового занятия для педагогов «Общение в конфликтных ситуациях»

    Лейла Бабаева
    Конспект сценария тренингового занятия для педагогов «Общение в конфликтных ситуациях»

    Конспект сценария тренингого занятия

    Тема: «Общение в конфликтных ситуациях»

    Цель: представление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

    Длительность: 90 минут

    Характеристика группы: 16 человек (педагогический коллектив)

    Место проведения: школьный кабинет

    Задачи тренинга.

    -проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;

    -показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;

    -показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта.

    Упражнение «Паутинка добра»,«Синонимический ряд»,«Лес ожиданий».

    Упражнение «Лодка»,«Стол переговоров».

    Упражнение «По порядку»,«Обратная связь.

    Ход мероприятия

    l Вводная часть

    Вступительное слово тренера (2 минуты)

    Добрый день уважаемые педагоги! Мне очень приятно видеть вас здесь, я рада встрече с вами. Надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность. Тема нашего сегодняшнего тренинга «Общение в конфликтных ситуациях». Мы собрались здесь с целью получения опыта конструктивного решения конфликтных ситуаций.

    Упражнение «Паутинка добра» (Приветствие)

    Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения позитивно относиться друг к другу.

    Сейчас каждый член группы должен поздороваться с каждым, продолжив начало фразы «Мне нравится в тебе. » или «Мне нравится, что ты. » добавив к ним свое содержание. Очень важно, чтобы вы обращались к друг другу по имени и говорили искренне и от души. Передвигаться можно свободно.

    Что Вы испытывали, когда Вас приветствовали?

    Что было легче принимать приветствие или самому приветствовать?

    Упражнение «Синонимический ряд»

    Цель: раскрытие сути «конфликта»

    Оборудование и материалы: листочки с номером группы, 4 листа со словом «конфликт», фломастеры (достаточно 4 любых цветов на группу)

    Сейчас мы с вами разделимся на 4 группы (получается по 4 человека). Для этого достаньте каждый себе по листочку (тренер подносит чашу с листочками, там написан номер группы. Соответственно этих номеров объединитесь в группы и займите каждая свой стол (указать на столы с номерами).

    Вы получили лист со словом «конфликт». К каждой букве вам нужно составить список слов, так или иначе отражающих суть конфликта. У вас есть 3 минуты. Каждая группа должна составить максимальное количество слов.

    Теперь мы с вами зачитаем варианты каждой группы, начиная с первой буквы.

    Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

    Была ли для Вас какая-то информация новой?

    Со всеми ли характеристиками, которые прозвучали, Вы согласны?

    Что для Вас осталось непонятным?

    Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы обсудить эту довольно острую и щепетильную тему! Думаю, что каждый из вас хотя бы раз в жизни сталкивался с конфликтом. В жизни очень важным умение является плодотворное решение конфликтных ситуаций.

    Упражнение «Лес ожиданий»

    Цель: выявление ожиданий участников относительно результатов тренинга.

    Оборудование и материалы: лист ватмана с аппликациями деревьев (по числу участников, цветные стикерсы.

    Сейчас на цветных листочках я предлагаю вам записать свои ожидания от нашего тренинга, а затем эти листочки наклеить на любое из деревьев, подписав под ним свое имя.

    Тренер быстро просматривает записи и сообщает группе обобщенный вариант ожиданий, дает комментарий к ним.

    ll Основная часть

    Для того, чтобы «грамотно» решать проблемные ситуации необходимо активизировать свою мыслительную деятельность на неоднозначное понимание условий задачи и возможность нестандартного ее решения. И сейчас мы с вами в этом потренируемся.

    Цель: формирование умений анализировать условия проблемы.

    Оборудование и материалы:

    Вы уже разбиты на группы, так же мы с вами и продолжаем работать. Очень важно здесь быть внимательными к условиям!

    Итак, задание! К реке подошли двое и просят лодочника переправить их на другую сторону реки. Лодочник соглашается,но с двумя условиями:

    1. в лодке должно быть не более одного человека;

    2. лодка должна быть ему возвращена обратно.

    Вам нужно, посовещавшись, предложить как можно больше различных вариантов (принимаются все варианты, даже самые фантастические). На обдумывание решений у вас есть 5 минут.

    Заслушиваются предложения всех групп.

    Мы идем на конфликт тогда, когда не видим верных решений. Между тем, чтобы решить задачу, необходимо внимательно проанализировать её условия и тогда рациональные решения обязательно будут. Например, в условиях ситуации, которую мы разбирали, не были ограничены параметры времени, пространства, других вариантов преодоления реки без лодки одним из путешественников. К лодочнику вообще могли подойти двое человек и собака. Человек высказал просьбу словами, а собака погавкала. И тогда ограничения лодочника, выраженные требованием, чтобы в лодке ехали не более двух человек, собаку никак не касается. Задача решается легко и имеет множество решений, как и любая конфликтная ситуация.

    Что важного вы почерпнули из данного упражнения?

    Какие сложности возникали в ходе принятия решения?

    Упражнение «Стол переговоров»

    Цель: формирование умений принятия группового решения в конфликтных ситуациях

    Оборудование и материалы: карточки с игровыми целями

    Организационные моменты: участники разбиты на 4 группы. Группы располагаются так, чтобы не мешать работе друг другу. В центре зала кругом стоят восемь стульев. Каждой группе выдается карточка с игровой целью.

    1. Вы считаете, что необходимо построить корабль.

    2. Вы считаете, что необходимо построить дом.

    3. Вы считаете, что необходимо построить несколько лодок и выбираться с острова группами отдельно.

    4. Вы считаете, что необходимо съедать слабых и умирающих и ждать помощь с суши.

    5. Вы считаете, что надо разжечь по всему острову сигнальные костры.

    6. Вы считаете, что необходимо остаться на острове, вдали от цивилизации.

    7. Вы – злой человек. Вы должны сорвать переговоры, не дать всем договориться.

    8. Вы – миротворец. Вы должны помочь всем прийти к общему решению.

    9. Вы – религиозный человек. Вы считаете, что все попали на остров за свои грехи, поэтому надо молиться, молиться.

    Игра проводится в 6 этапов. Первый, третий,пятый этапы — обсуждение тактики переговоров в группах: второй, четвертый, шестой этапы — «стол переговоров» (по одному участнику от каждой группы садятся в центре зала на стулья).

    Время каждого этапа обсуждения – 2 минуты. Время каждого этапа переговоров – 7 минут. Во время переговоров разговаривать могут только участники, находящиеся за «столом переговоров».

    Мы продолжаем работу в группах. Сейчас вам нужно представить ситуацию: вы потерпели кораблекрушение и попали на необитаемый остров. У каждого из вас разные мнения о том, что делать дальше. Вы должны принять совместное решение, цель которого – определить, как вам выжить на острове. А вот и мнения, которые у всех различаются (чаша с листочками — игровыми целями, нужно взять один листочек, о вашей цели «громко не кричим», ее должны знать только участники вашей команды. У вас есть 2 минуты для обсуждения аргументов.

    Теперь вы должны встретиться за «столом переговоров», один участник из команды.

    Цель ваших переговоров — прийти к общему решению.

    После игры участники каждой группы знакомят других участников со своей игровой целью.

    Как проходило обсуждение тактики ведения переговоров в группах?

    Какие аргументы, доводы, варианты предлагались?

    Как проходило обсуждение во время «стола переговоров»?

    Как вели себя участники во время «стола переговоров»?

    Какие трудности испытывали при выработке общего решения?

    Как участники пришли к общему решению? (Что помешало участникам придти к общему решению)

    Как надо принимать коллективные решения?

    Какой опыт вынесли из игры?

    Упражнение «По порядку»

    Цели: снятие усталости; повышение эмоционального тонуса; развитие социальной перцепции.

    Уважаемы коллеги сейчас, не разговаривая друг с другом,вам нужно по моей команде встать: по росту; по цвету волос (от самых светлых, к самым темным); по месяцам и дням рождения; по ширине бедер; по шершавости ладоней; по цвету глаз; по длине пальцев рук.

    Упражнение «Обратная связь»

    Цель: получение обратной связи от участников тренинга.

    Вам нужно подойти к плакату «Лес ожиданий». По желанию, каждый, при наличии ощущения, что он «подрос» на тренинге, может увеличить размер своего дерева (дорисовать вверх). Если у кого-то возникли еще какие-то ожидания, то он их может дописать на своем листке (или наклеить еще один листок с пожеланиями).

    Что для вас сегодня было интересным, а какую информацию вы считаете менее актуальной?

    Какие трудности у вас возникали в ходе работы?

    Мне было очень приятно сегодня с вами поработать, надеюсь мы еще раз с вами встретимся! Давайте скажем друг другу «спасибо»!

    Практикум для педагогов ДОУ «Позитивное решение конфликтных ситуаций» Позитивное решение педагогических конфликтов Семинар-практикум для педагогов ДОУ Цель: получить педагогам теоретические знания и практический.

    Правило общения воспитателя с родителями воспитанников дошкольной группы в конфликтных ситуациях Основная мысль: «Взаимодействие воспитатель с родителями, использование методов и приемов в решении конфликтных ситуации – дает положительный.

    Семинар практикум для молодых педагогов «Бесконфликтное общение в системе педагог-родитель» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 «ЛЕСОВИЧОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ.

    Семинар-практикум для педагогов «Общение с детьми» Семинар – практикум с педагогами на тему «Общение с детьми» Цель: Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия.

    Семинар-практикум «Как вести себя в конфликтных ситуациях с родителями» Семинар-практикум «Как вести себя в конфликтных ситуациях с родителями» Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками.

    Тренинг для педагогов «Невербальное общение» Тренинг 2. Невербальное общение. Игра-активатор “Друг к дружке” Сейчас мы будем играть в одну очень интересную игру, во время которой все.

    Тренинг для педагогов «Вербальное общение» Тренинг для педагогов «Вербальное общение». Игра “Поменяйтесь местами те, кто….” цель: снятие накопившегося напряжения; сплочение членов.

    Тренинг «Эффективное общение» для педагогов Цель: развитие у сотрудников детского сада навыков эффективного общения с помощью приема «я-сообщение». Задачи: 1. Мотивировать сотрудников.

    Тренинговое занятие «Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №23 «Аленушка Тренинговое занятие «Эффективное.

    Пять шагов создания тренинга (статья-методичка)

    Привет, дорогой друг!

    Говорят, «хороший продукт в рекламе не нуждается». Это, конечно, только половина правды (без рекламы о нем никто и не узнает ;))

    Но в мире тренингов действительно есть тренинги, на 80% собирающиеся по сарафанке (и вы наверняка, слышали про них). Просто потому что их программы сделаны профессионально.

    А значит, имеет смысл один раз вложиться в создание качественного тренинга и сэкономить кучу времени, сил и рекламных денег на его продвижении вдальнейшем. Не говоря уже о пиаре который он оставит.

    Впрочем, насколько быть профессиональным, решать всегда самому тренеру. И если ваш выбор, дорогой друг, не «срубить бабла по быстрому и фиг с ним», а путь профи и долгосрочные отношения с клиентами, эта статья вам поможет.

    Пять шагов создания тренинга

    Шаг 1: Выбор востребованной темы тренинга

    Для начала необходимо определить цель тренинга и его аудиторию в соответствии с
    а) вашей ключевой компетенцией
    б) темой, которая вас вдохновляет и
    в) вашим авторитетом (насколько вас признают как эксперта) в тех или иных кругах.

    А затем протестировать выбранную тему, чтобы убедиться, что тренинг действительно будет востребован (это, кстати, вопрос пары часов).

    Ведь, согласитесь, обидно, если вы вкладываете душу в создание своего самого лучшего авторского продукта, а потом выясняется, что спроса на него нет. Тем не менее, 95% начинающих тренеров регулярно наступают на эти грабли забивая на первый шаг.

    Шаг 2: Создание структуры тренинга

    Для того чтобы тренинг эффективно приводил группу к результату, в его программе должны быть простроены три вещи:

    а) «Скелет» результатов (ключевые блоки тренинга и его ядро)
    б) Эмоциональный слой (состояния, в которых группа входит в каждый блок)
    в) Логический фрейм (ожидания и убеждения, с которыми группа входит в каждый блок)

    Обязательно учитывайте групповую динамику, так как серьезный рост участники смогут совершить только в рабочей фазе группы. А на этапе «психодинамической жопы» вам нужны упражнения на сплочение группы, чтобы не потерять ее.

    В целом активности для тренинга лучше всего подбирать в том стиле, который опирается на ваши сильные стороны: концептуальный, ресурсный, мотивационный и инструментальный.

    Шаг 3. Создание упражнений, игр и других активностей

    Когда блоки готовы и вы точно понимаете, какую задачу решает каждый блок, в каком состоянии должна входить в него группа и с каким логическим фреймом — можно наполнять их содержанием.

    В зависимости от типа блока (презентационный, эмпирический, ресурсный, луковичный) последовательность активностей будет разная, но в любом случае для каждого блока вам понадобятся:
    а) концептуальное объяснение (с графикой)
    б) мотивация (метафора или пример)
    в) демонстрация
    г) упражнение или ролевая игра на встройку навыка
    д) шеринг (обратная связь для рефлексии)
    е) переход-связка к следующему блоку

    Типичная ошибка в работе с содержанием, это использование чужих упражнений или игр.

    Проблема даже не в нарушении авторства, а в том что в группе обязательно оказывается какой-то «продвинутый» участник, который их уже делал на другом тренинге. И вместо того чтобы заниматься тренингом, он начинает сравнивать, рассказывать другим «как это было у него там», и пообщавшись с ним на перерыве вся группа уже считает что они купили второсортную копию. …Что, впрочем, правда, если вы тупо стащили упражнения.

    Чтобы избежать такой подставы, необходимо создавать свои авторские упражнения и игры. А если какая-то техника универсальна, то «упаковывать» ее так, чтобы в контексте вашего тренинга она выглядела уникальной.

    Шаг 4. Мотивация, эмоциональные качели и логические связи

    Когда блоки созданы и наполнены содержанием, необходимо проверить две вещи:

    а) насколько логично они связаны друг с другом, чтобы в программе не было смысловых разрывов,

    б) и убедиться что динамика состояния группы все время держит участников в рабочем ритме (если вы не хотите, чтобы они зевали и засыпали, когда вы что-то рассказываете).

    Если где-то есть провалы по состоянию, которые простая мотивация не вытягивает (невозможно до бесконечности подниматься вверх), то добавьте эмоциональные качели и создания ожиданий (особенно ближе к ядру тренинга).

    Смысловые разрывы легко закрываются возращением к общей концепции тренинга и объяснением, к какому этапу вы переходите. Здесь главное сформировать нужный фрейм ожидания, чтобы упражнения не оказались для них невыполнимыми или наоборот, слишком простыми и скучными.

    Шаг 5. Упаковка тренинга, необходимая для его продажи

    Создание тренинга и его продажа — два совершенно потивоположных процесса. Но полностью доверить продажу организатору нельзя, иначе вы рискуете получить участников, пришедших не за тем, что вы даете. Поэтому общее описание и необходимые материалы вам нужно сделать самому.

    Кроме описания, для продвижения тренинга вам понадобятся еще три вещи, которые можете сделать только вы:
    1) Отзывы или кейсы участников (при сегодняшней конкуренции без этого уже никак).
    2) Качественное промо-видео (сегодня люди привыкли уже сначала смотреть на тренера, и только потом принимать решение идти к нему на тренинг).
    3) Авторская продающая концепция (для мастер-классов и вебинаров), рассказ которой вызывает у аудитории желание спросить: «А есть ли у вас тренинг на эту тему»?

    Чем я еще могу быть вам полезен?

    Хотите иметь готовую программу своего тренинга-шедевра уже в следующую пятницу?

    Гарантированно востребованную и выполненную на профессиональном уровне?

    Если вы хотите, чтобы я провел вас «за руку» по шагам создания тренинга, подробно прорабатывая каждый этап, отвечая на все ваши вопросы и проверяя ваши результаты, я приглашаю вас на свой онлайн-курс: « Самый Лучший Тренинг ».

    С 14 по 18 июля вы за пять вечеров, поэтапно создадите свой тренинг-шедевр. Научившись видеть программу сквозь эти инструменты, вы сможете создавать такие же профессиональные тренинги уже намного быстрее (за несколько часов). А с опытом, используя этот подход, будете конструировать программу прямо на лету, под сидящую перед вами группу.

    Главное, заложить в основу навыка систему, учитывающую все нюансы работы с группой.

    И кое-что совершенно новое!

    Для желающих научиться создавать тренинги-квесты и тренинги-игры c 22 по 24 июля я проведу мастер-блок. На нем я дам технологию «упаковки» вашего тренинга в формат командного квеста (как наши «Тропа силы» или «Создание реальности») или тренинга-игры, который никогда не повторяется (как лицензионная «Самурайская игра»).

    Я впервые подробно раскрою модель создания каждого их этих типов тренингов, дав вам все основные «ключи» для создания этих тренингов.

    Нигде прежде я еще не раскрывал эти модели в формате пошаговой инструкции, так что это абсолютно эксклюзивный материал, и вы будете первым, кто начнет создавать по нему свои тренинги.

    Итак, сейчас есть уникальная возможность пройти «Самый Лучший Тренинг» не в записи, а в формате онлайн-курса, и не с куратором (как будет в следующий раз), а с моей личной тренерской поддержкой и вниманием к каждому участнику.

    Лучшие руки трудоустроим

    Нам периодически пишут коллеги и тренинг-центры, спрашивая контакты наших лучших студентов для работы у себя. Так что с этого момента мы официально начинаем вести реестр наших лучших выпускников, чтобы предлагать их тренинги нашим партнерам. Желающие получить работу тренером у наших партнеров могут пройти аттестацию (подробности в пятый день курса).

    Читать еще:  Тренинг на сплочение группы
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector