Npk18.ru

Обучение новым специальностям
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психотерапевтические упражнения для тренингов

Психологическая помощь самому себе: 6 упражнений и активное слушание

Вместо консультации психолога — позитивное мышление

Лариса Суркова кандидат психологических наук, семейный и детский психолог, мама пяти детей

Очень часто то, что происходит на консультации у психолога, человек может проделать и самостоятельно: освоить позитивное мышление, визуализацию, активное слушание реально и по советам из книги. Другое дело — ввести полезные психологические упражнения в привычку. Здесь психолог чаще всего выступает лишь стимулом — как спортзал для тех, у кого дома до фитнеса «не доходят руки».

Психологические упражнения на каждый день

Не зря среди вступительных экзаменов на факультет психологии числится математика. У наших наук много общего! В психологии, в том числе семейной, существует много различных упражнений. Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них. Каждый сможет пользоваться ими в своей семье.

  1. Мой самый любимый метод, который я ставлю на первое место, — «Как здорово!». Заключается он в том, чтобы каждая ваша реакция на неожиданное событие (плохое или хорошее) начиналась с фразы «Как здорово!». И не важно, что дела «не фонтан» и окружающие сначала вас не поймут. Такая реакция окружения даже сыграет вам на руку — мозг в панике начнет придумывать, почему же это здорово. Можно еще усилить действие метода — сразу говорить: «Это же так здорово, потому что. » И тут ваш мозг вас спасет!
  2. Вводим обязательную процедуру «5 радостей дня». Участвуете в ней вы, ваш партнер, дети, родители — все, кто угодно. Вечером вы рассказываете друг другу пять приятных событий этого дня. Их значимость не важна, важно, чтобы они принесли вам радость. Это научит замечать хорошие события и не фокусироваться на плохих, а также делиться с близкими прежде всего хорошими новостями.
  3. Вводите поощрения для самого себя. Хотя бы раз в месяц дарите себе приятную мелочь или значимый подарок. Важно заранее его себе пообещать и ждать его приобретения.
  4. Еще одно упражнение — доска визуализации. Она представляет собой плакат или стенд, на который помещаются изображения того, что человек хочет получить от жизни. Она — мощное оружие в борьбе за мечту. Главный принцип ее действия заключается в правильном формировании образов собственных мечтаний и визуализации желаемого.

В центре доски поместите свое фото, на котором вы искренне счастливы, испытываете радость. А затем начинайте размещать вокруг себя фотографии или рисунки того, что вы хотите получить от жизни или чего хотите в ней добиться. Для создания доски визуализации подберите жизнеутверждающие, красивые, яркие и выразительные картинки с изображением желаемого.

Для каждого сектора выберите отдельные фото: для сектора брака — картинку с изображением счастливой семьи; для сектора карьеры — изображение успешного бизнесмена; для сектора материального достатка — автомобиль, дом, дачу; для сектора духовной жизни — фото, к примеру, стран, где хотелось бы побывать.

На доску визуализации нужно помещать изображения, отражающие окончательный результат ваших усилий, уже сбывшиеся мечты, реализованные возможности. При желании изображения можно сопроводить краткими комментариями (написанными в настоящем времени).

  1. При всем нашем желании думать позитивно мы сами подсознательно блокируем достижение цели! Вот вроде твердим «я здорова и счастлива», а при этом пробегает мысль «ну как я могу быть здорова, когда вокруг эпидемия». Или «откуда взяться счастью с таким курсом евро».

Расскажу вам об одном замечательном упражнении. Проснитесь утром и говорите себе мысленно, а лучше вслух: «Как здорово, что это день настал. Я позволяю (разрешаю, повелеваю — можно выбрать любое слово, которое вам нравится) себе прожить этот день так, как я хочу! Я достигну всех поставленных целей». И если возникает в голове та самая негативная мыслишка, вы говорите: «А подобным мыслям и всем препятствиям я запрещаю быть в этом дне!». После чего считаете вслух «раз, два, три» и хлопаете в ладоши! Это упражнение хорошо делать и с детьми! С него стоит начать день, а заканчивать — «пятью радостями».

Важно иметь план на день, причем лучше принять его накануне. Но не ставьте себе рамок и границ! Ведь часто что-то не складывается именно потому, что мы сами боимся, тормозим, не осознаем своих возможностей. Попробуйте делать это упражнение хотя бы 21 день, а лучше введите его в привычку.

  1. Занимаясь визуализациями, активизируя силу мысли, мечтая, люди часто превращают это занятие в навязчивую идею. Думают, крутят в голове. Если мы вообразим в этот момент мозг, как отдельное существо, то он сидит и думает: «Караул! Сколько можно об этом думать? Это еще не произошло, а уже столько проблем!». И он делает все, чтобы эта навязчивая «неприятность» не произошла. Из благих побуждений, конечно.

Я предлагаю вам следующий метод борьбы. Откройте заметки в телефоне и выберите дату ровно через год. Впишите туда все свои мечты в свершившемся виде. И закройте, с напоминалкой, которая сработает через год. Все! Забудьте, в записи не заходите. Сработает — оцените результат. Вы наверняка удивитесь!

Сегодня идет много споров о том, хорошо ли жить в позитивном мире, или, точнее, пытаться себе его искусственно создавать. Я уверена, что усилия, потраченные на то, чтобы в семье был мир, спокойствие и позитивный настрой, вернутся к вам бумерангом, проявившись в ваших детях. Они будут расти в доброжелательной атмосфере и станут уверенными в себе людьми. А это очень здорово!

Метод активного слушания

Этот метод звучит следующим образом — сядьте и поговорите. Зачем? Этот вопрос я слышу часто. Так уж устроен человек, что без обратной связи со стороны окружающих жить нам сложно. Если женщина стоит целый день у плиты, она ожидает доброго слова о себе, оценки своих трудов. Когда супруг ходит на работу, проводя там дни напролет, он тоже ждет обратной связи — в виде заработной платы.

Мы помним об этом при воспитании детей, старательно применяя активное слушание. Но напрочь забываем, общаясь со своими партнерами. Все чаще мы говорим, а иногда кричим в адрес друг друга: «Ты такой, ты сякая!». А где же пресловутые открытые вопросы и описание своих чувств: «Дорогой, меня огорчает, что ты поздно пришел, давай обсудим, почему ты не спешишь домой»? Разговор, общение, открытые вопросы помогают не додумывать и не сочинять за партнера — чем мы часто, к сожалению, страдаем.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер ввела в нашу жизнь понятие активного слушания. Проще говоря, это проявление максимальной эмпатии к собеседнику, «слушание его всем телом» (так и хочется добавить — и «всей душой»).

Выделяют следующие приемы активного слушания:

Пауза — это просто пауза, как она есть. Она дает собеседнику возможность подумать. После паузы собеседник может сказать что-то еще, о чем промолчал бы без нее. Пауза также дает самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств) и сосредоточиться на собеседнике.

Читать еще:  Интересные тренинги по психологии

Умение отстраняться от себя и переключаться на внутренние процессы собеседника — одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между людьми доверительный контакт.

Уточнение — это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники непроизвольно избегают поднимать болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей партнера в такой ситуации.

Пересказ (парафраз) — это попытка слушателя кратко и своими словами повторить только что изложенное собеседником. При этом слушатель должен стараться выделять и подчеркивать главные на его взгляд идеи и акценты. Пересказ дает собеседнику обратную связь, помогает понять, как его слова звучат со стороны. В результате собеседник получает либо подтверждение того, что он был понят, либо возможность скорректировать свои слова. Кроме того, пересказ может использоваться как способ подведения итогов, в том числе промежуточных.

Развитие мысли — попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника.

Сообщение о восприятии — слушатель сообщает собеседнику свое впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например: «Эта тема очень важна для вас».

Сообщение о восприятии себя — слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своем собственном состоянии в результате слушания. Например: «Мне очень больно это слышать».

Замечания о ходе беседы — попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например: «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

В зависимости от обстоятельств и жизненных ситуаций вы можете комбинировать эти приемы или применять один из них.

психологические упражнения для тренингов

материал на сайте:

Уважаемые посетители сайта!

Большое спасибо за благодарность и хорошие слова в наш адрес! Это всегда приятно и радует!

На сайте размещены упражнения и игры разной направленности. Для психолога-практика, тренеров, педагогов, да и родителей – это просто находка! Как сами понимаете, собраны упражнения не за один день. Убедительная просьба к вам, если в ваших закромах есть какие-то упражнения, игры, сценарии, которых нет на сайте и материал, связанный с темой сайта – присылайте, пожалуйста, не ленитесь! Ведь с миру по нитке – голому рубашка. Вы сами знаете, как тяжело собирать практический материал по крупицам. Так давайте друг другу помогать!

Еще раз спасибо за понимание и поддержку.

Разместить упражнения можно тут или выслать на электронную почту mail@trepsy.net
Туда же направляйте свои предложения о рекламе и партнерстве!

Коммуникативные упражнения

В наше бурное время, не владея навыками коммуникации, человеку трудно будет адаптироваться к социальной среде.

В данном разделе представлены коммуникативные упражнения, которые просто необходимы тренерам, ведущим тренинги, психологам, учителям. Тут есть упражнения, которые используются в начале тренинга для знакомства участников, разогрева, так называемые «ледоколы», упражнения на сплочение коллектива, упражнения для развития коммуникативных навыков и умений.

Психодиагностические упражнения

Для прощупывания участников тренинга, их настроения, личностных особенностей, развития психических процессов, на определенном этапе процесса можно вводить элементы психодиагностики.

В данном разделе содержатся упражнения, направленные на психодиагностику личностной, эмоциональной и познавательной сферы.

Коррекционные упражнения

Коррекция – это исправление. Данный раздел содержит упражнения преимущественно ориентированные на дошкольный, младший школьный возраст и подростков. Эти упражнения могут применять как практические психологи, тренера, так и учителя.

Коррекция поведения, личностных особенностей, мешающих адаптации, коррекция страхов, тревожности, агрессии, ревности, зависти, жадности – вот перечень основных видов упражнений из этого раздела.

Психотехнические упражнения

Психотехника (от греч. techne – искусство, мастерство) – ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. В данном разделе содержатся конкретные методические приемы, системы приемов, методы саморегуляции, управления психическими и психосоматическими процессами и состояниями сознания, используемых в практической психологии.

Деловые игры, упражнения

Игры и упражнения данного раздела можно использовать в качестве элементов тренинга, семинара, педсовета… Упражнения будут полезны для тренеров, менеджеров, руководителей, психологов, педагогов.

Педагогические упражнения

Раздел созданный для педагогов. Здесь собрана большая подборка дидактических и обучающих игр, упражнений для детей дошкольного, младшего школьного возраста, подростков.

Развивающие упражнения

Упражнения, содержащиеся в данном разделе рассчитаны на разные возраста: начиная от дошкольников, заканчивая взрослыми. Развивать можно все, везде и всегда.

В разделе содержатся упражнения на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, сенсорики, перцепции и развитие личностных свойств: повышение самооценки, эмпатии, толерантности, уверенности в себе и др.

Профориентационные игры

Данный раздел предназначен для людей, занимающихся профориентацией молодежи: психологов, учителей. Здесь собрана подборка игр и упражнений, которые можно применять при проведении тренингов, занятий по профориентации, профессиональному самоопределению.

Телесно-ориентированные упражнения

Для того чтобы быть активным, здоровым нужно уметь расслабляться.

В данном разделе представлены упражнения для проведения релаксационных, телесно-ориентированных, танцевально-двигательных занятий как с группой, так и индивидуально.

Игры и развлечения

Раздел будет интересен педагогам, психологам, родителям. Здесь собрана подборка игр, развлечений, сценариев для дошкольников, младших школьников, подростков.

Виды и особенности психологических упражнений

Человеческий мозг можно сравнить с мышцей. Чтобы он развивался, его нужно постоянно тренировать. Для этого разрабатываются психологические упражнения. Тренинги направлены на развитие человека в определенной сфере жизни. Это может быть личностный рост, улучшение или приобретение навыков, развитие качеств, требуемых для управления бизнесом.

Когда необходим тренинг?

Упражнения по психологии — отдельные или комплексные тренировки, применяемые для воздействия на психическое и эмоциональное состояние человека, достижения определенных целей.

Тренинг можно назвать своеобразным инструментом, позволяющим личности выйти за границы зоны комфорта.

Чтобы психологические упражнения были эффективными, безопасными, при их проведении участники и ведущие (психологи) должны соблюдать несколько правил:

  1. Грамотная критика. Запрещено обсуждать самого человека. Критике должны подвергаться только его действия, которые выходят за рамки принятых социальных правил, личностных запретов, принципов. Люди должны уметь понимать свои переживания, эмоции, уметь контактировать друг с другом.
  2. Высокая активность. Если человек решился на проведение психологических тренингов, он должен участвовать в каждой игре, конкурсе, выполнять упражнения.
  3. Полная конфиденциальность. Все что проводится, разыгрывается, обсуждается между участниками, с психологом при проведении упражнений, не должно выноситься на общее обозрение.
  4. Здесь и сейчас. Участники тренинга должны выполнять предложенные действия, поскольку они необходимы в определенный момент.

Классификация

Упражнения в психологии можно разбить на несколько групп зависимо от разных критериев:

  • стиля, тематики;
  • направленности работы;
  • стиля работы, подхода.

По стилю и тематике

Тематики психологических упражнений делятся на личностные (улучшение уже существующих навыков) и профессиональные (продвижение в бизнесе). Они могут комбинироваться или прорабатываться по очереди.

Личностные

Чтобы начать развиваться в каком-либо направлении, научиться общаться с людьми, заводить новые знакомства, продвигаться по карьерной лестнице, нужно изменить себя. Для этого разработаны личностные тренинги.

Бизнес-тренинги

Подобные методики редко затрагивают личностное сравнение. Они нужны для выработки новых стратегий при развитии бизнеса, совершенствования навыков управления персоналом.

Тренинги по улучшению навыков

Лозунг подобных упражнений — «мастерство любит практику». Для развития существующих навыков психологи предлагают людям изучать новые теоретические данные, подкреплять знания практическими тренировками.

Читать еще:  Тренинг делового общения упражнения

По направленности работы

Зависимо от направленности работы выделяются несколько тренингов:

  1. Трансформационные. Нужны для воздействия на глубинные состояния, ценности, убеждения, принципы. При проведении упражнений происходят внутренние изменения.
  2. Исследовательские. Помогают разобраться с внутренними ограничениями, получить эмоциональный опыт.
  3. Тренинги состояний. Нужны для преодоления внутренних барьеров, детских страхов.
  4. Психотерапевтические. Помогают справиться с трудностями.
  5. Развития личности. Обучают общим вещам. Они обязаны помочь человеку в разных жизненных ситуациях.

По подходу и стилю работы

Прежде чем выполнять упражнения необходимо изучить, как проводятся тренинги, какие подходы использует психолог. Перед записью на психологические тренировки нужно прочитать отзывы от других людей.

Популярные упражнения

В психологической практике существует большое количество упражнений, которые можно разделить на отдельные группы зависимо от цели проведения:

  • развитие коммуникативных способностей;
  • улучшение памяти — зрительной, пространственной, кратковременной, долговременной, обонятельной, селективной;
  • повышение самооценки.

Каждый вид насчитывает множество отдельных упражнений, которые отличаются способом проведения, но нацелены на достижение одной цели.

Для повышения коммуникативных способностей

Распространенная проблема — затруднение в общении с другими людьми.

Такие индивиды не умеют заводить новые знакомства, испытывают сложности в общении с коллегами, руководством, испытывают дискомфорт при нахождении в социуме.

Для развития коммуникативных способностей можно воспользоваться разными методиками.

Пересказ

  1. Участник остается один в комнате, читает текст с листа бумаги и старается его запомнить.
  2. В комнату заходит следующий участник. Первый человек рассказывает ему, что успел запомнить.
  3. В помещение приглашают следующего участника, которому второй человек рассказывает, что ему пересказал первый.

Продолжение чужой мысли

Выполнять упражнение можно самостоятельно или с другими участниками. В такой игре должен быть диктор (живой ведущий или спикер с телевизора, компьютера). Нужно послушать диктора в течение 1–2 минут и подумать, как можно развить его мысль, до каких вариантов довести.

Загадка Льюиса Кэрролла

Текст загадки — «чем ворон похож на стол?» Выполнять это упражнение нужно вдвоем. Участники говорят по одному слову и начинают искать между ними схожести.

Диалог с зеркалом

Простое упражнение на развитие коммуникативных способностей. Выполняется в одиночестве. Нужно подойти к зеркалу, начать думать о чем-либо. Важно высказывать мысли вслух. Необходимо постепенно развивать тему, связывать предложения по смыслу.

Разговоры с набитым ртом

Упражнение развивает дикцию. Нужно положить в рот ложку и постараться отчетливо проговаривать слова.

Для улучшения памяти

Простой, но эффективный тренинг для развития памяти — запоминание картинок. Например, на листе бумаги нарисованы машины, предметы, живые существа. Человек должен посмотреть на лист в течение нескольких секунд и убрать его. Подождать 5 минут и записать на другом листе, что было изображено на картинках.

Для зрительной памяти

Для тренировки зрительной памяти применяют игру «Найди отличия». Подобные картинки можно найти в журналах, детских книжках, интернете. Нужно рисовать сложные орнаменты, придумывать геометрические фигуры со множеством углов, соединительных линий.

Для пространственной памяти

Чтобы развить пространственную память, нужно завязать глаза и попробовать дойти из спальни до гостиной или кухни. Важно убрать острые предметы, закрыть углы мягкой тканью.

Для кратковременной памяти

Кратковременную память проще развивать с помощью картинок, на которых нужно искать отличия. Еще один вариант — открыть книгу на произвольной странице, быстро зачитать, что написано на ней, и пересказать собеседнику.

Для долговременной памяти

Для развития долговременной памяти нужно постоянно задавать вопросы самому себе. Они могут касаться разных промежутков времени.

Для селективной памяти

Для тренировки селективной памяти понадобится 2 или 4 колоды игральных карт. Их нужно разложить перед собой рубашками вверх. После этого открывать карты по 2 штуки. Если они совпадают — убирать в сторону.

Для обонятельной памяти

Для развития обонятельной памяти нужно научиться связывать определенный запах с каким-либо событием. Это поможет вспоминать информацию, когда будет возникать знакомый аромат.

Для повышения самооценки

Для достижения цели нужно ежедневно ставить перед собой реалистичные цели, достигать их, записывать в дневнике. Важно научиться не обращать внимания на неудачи. Также в повышении самооценки помогут частые разговоры с людьми, которые относятся к индивиду положительно.

Другие виды упражнений

Существуют и другие эффективные психологические тренинги. Их можно разделить на две большие группы — индивидуальные и групповые.

Групповые

Психологические упражнения для группы людей:

  1. Подарок. Ведущий разбивает участников на две группы. Одни будут делать подарки другим. Они должны быть упакованы в непрозрачную упаковку, а их передача происходить молча. Когда подарки будут вручены, участники, которые их получили, должны попробовать догадаться что внутри. Люди, вручавшие подарки, должны сообщить критерии, по которым готовили сюрприз.
  2. Без оценок. Методика, помогающая общаться безоценочно. Участники делятся на две группы. Одна команда должна рассказывать второй о своих знакомых, родственниках, друзьях без оценок. Люди, которым рассказывают, должны пытаться подмечать оценки, сообщать о них.
  3. Спутанные цепочки. Упражнение для обучения коммуникации, работе в команде. Участники должны встать в один круг, закрыть глаза. После этого протянуть правую руку вперед и двигаться до тех пор, пока не найдут пару. Повторить процедуру с левой рукой. Ведущий должен помогать участникам, чтобы они держали за руки двух человек, а не одного. Люди открывают глаза. Они должны распутаться, чтобы вернуться к изначальному кругу.

Индивидуальные

Популярные индивидуальные тренинги:

  1. Мои недостатки. На листе бумаги нужно записать личные черты, которые заставляют не любить себя. После этого необходимо подумать, какие из описанных качеств могут быть плюсом для других людей. Это позволит понять, что можно изменить в своей жизни.
  2. Вижу цель, не наблюдаю препятствий. Эффективная методика для преодоления проблем, невзгод на пути к поставленной цели. Человек должен придумать жизненную задачу и подобрать способы достижения цели.

Рекомендации

Советы психологов по проведению психологических упражнений:

  1. Нужно приходить на тренинги в хорошем настроении. Если преобладают негативные мысли, агрессия или обиды, рекомендуется провести дыхательную гимнастику, освоить медитацию. Этим техникам может научить опытный психолог.
  2. При непонятных ситуациях необходимо уточнять интересующую информацию у ведущего.
  3. Следует поддерживать общение с другими участниками тренингов за пределами тренировочных комнат.

При выполнении психологических упражнений важно быть искренним, чтобы ответы были достоверными, чувства, эмоции настоящими.

Психологические упражнения и тренинговые игры

Многие не знают, или не понимают само значение слова тренинг. Так что такое тренинг? В переводе с английского оно означает воспитание, учение, и на занятиях обучение проходит как тренировка знаний и умений. Тренинг – это разновидность активного обучения, в процессе которого происходит развитие определенных знаний и умений не только в теории, но и подкрепляется практическими упражнениями и играми.

Упражнений очень много, и каждое моделирует какую-либо жизненную ситуацию. Их можно разделить на виды: коммуникативные – для командной работы; коррекционные – направлены на исправление поведения, зависти, жадности, страхов; психотехнические – направление психологии; педагогические – для учителей; развивающие – для развития памяти, воображения, внимания, и других личностных качеств; игры и развлечения – для младшего школьного возраста и подростков.

Читать еще:  Тренинг общения с людьми

Виды тренингов

Тренинги бывают индивидуальными, групповыми и корпоративными, их конечный результат направлен на решение какой-либо проблемы и достижению цели. Самым первым основателем проведения тренингов был Дейл Карнеги. Теперь они становятся частью современного общества, особенно активно их проводят для своих работников разные фирмы. Виды тренингов:

  • Навыковые – тренировка какого-то навыка.
  • Психотерапевтический – находят решение психологической проблемы.
  • Социально-психологический – решается проблема межличностных отношений.
  • Бизнесовый – для бизнесменов, чтобы увеличить продажи.
  • Смешанный – тренировка всех видов тренинга понемногу.

Упражнения для тренингов

Без тренинговых упражнений не обходится ни одно занятие по тренингу, и особенно выделяются психологические упражнения, которые помогают разобраться в себе, выявить свои сильные и слабые места, а также учат понимать других, стать успешней, счастливей. Эти упражнения разнообразны, и направлены на развитие разных качеств, поэтому специалисты портала тренингов разработали основные психологические упражнения:

  1. “Подарок” – главная цель состоит в повышении самооценки и настроения. Обычно проводится группой от 8 до 16 человек и занимает 25 минут. Участники садятся в круг, и каждый делает подарок соседу слева. Тот, кто делает подарок, должен молча дать понять, что он дарит, а тот, кто принимает подарок должен понять, что ему подарили. Когда все подарки подарены, тренер спрашивает у участников, какой подарок был подарен, а какой принят, и несоответствия ответов выясняют с участием всей группы. Это упражнение помогает наладить понимание в общении, сосредоточить участие с людьми.
  2. “Мои недостатки” направлено на улучшение своей оценки, самоанализ. Количество участников может быть любым, занимаемое время 25 – 35 минут. Главное, в этом упражнении найти своим плохим качествам другое название, чтобы по-новому на них посмотреть. Нужно не меньше чем за 5 минут, составить список личных недостатков, и, представить, что они принадлежат другому, но любимому человеку. Затем вычеркнуть те, которые можно простить, и которые не помешают любить другого человека, и те, которые можно преодолеть. Если недостатки еще остались, то можно научиться с ними жить и бороться.
  3. Психологическое упражнение для развития личностных качеств “Я хочу изменить в себе”. Для этого упражнения нужно начертить таблицу, в одной колонке написать те качества, от которых надо избавиться, в другой – которые хотелось бы приобрести. Писать, не думая и не анализируя, первое, что придет в голову. Затем, все эти качества разделить по важности, присваивая каждой категории свою букву: А, В, С, и начинать работать с самыми приоритетными по важности качествами.
  4. “Без оценок” – психологическое упражнение, цель которого научить более лояльно относиться к людям. Участники делятся по парам, и, каждый по очереди рассказывает об общих друзьях, но не оценивает их. Второй участник должен следить за тем, чтобы высказываемый, не давал никаких оценок. Затем нужно проанализировать допущенные ошибки, какие были сложности.
  5. Психологическое упражнение “Спутанная цепочка” – обучит слаженно работать в коллективе. Группа становится в круг, и, с закрытыми глазами, правой рукой сцепляются с той рукой, которая попадется первой. Затем то же самое делают с левой рукой, потом открывают глаза и распутываются, не разжимая рук. Получится или круг, или несколько цепочек. В итоге нужно выяснить: что облегчало, или затрудняло упражнение, кого можно похвалить или отметить.
  6. “На риск”, или на доверие. Попросить участников довериться, и присоединиться в круг. На этом упражнение заканчивается, и, нужно выяснить почему кто-то вошел в круг, а кто-то нет, может люди зря доверяют не задумываясь.
  7. “Жизненные цели”. Упражнение научит определить цели в жизни. На листике надо ответить на вопрос: «что я хочу от жизни»? Писать можно все, что придет в голову, можно фантазировать, в течение 15 минут. Затем, выбрать реальные цели, которые можно осуществить за следующие 3 года, потом на следующие 6 месяцев. Так, постоянно поправляя их, нужно двигаться в заданном направлении по достижению своей цели в жизни.

Это основные и широко известные психологические упражнения для тренинга, но существуют еще и просто интересные упражнения:

Интересные упражнения

  1. Упражнение для тренинга “Воздушные замки” – учит коллективной работе. В группе могут быть до 30 человек. Группа делится по 4-6 участников, и за15 минут строят башню из бумаги. У кого получится самая высокая башня, тот и победил. Затем подводят итоги: что помогало, или мешало работе, нравится ли башня. Обсуждение всей группой делает упражнение веселым и дружным.
  2. “Выйди из скорлупы” – тренирует опыт убеждения. На полу чертится круг, и, один из участников становится в середину, остальные должны убедить его выйти из круга. Можно уговаривать, что-то обещать, объяснять. После того как участник покинет круг, нужно обсудить использованные методы убеждения.
  3. Упражнение для тренинга – “Переправа”. Интересное упражнение, направленное на выявление положительных и отрицательных качеств в командной работе. Может занимать до часу времени и участвуют до 20 человек. Для упражнения необходимо две веревки по 1,5 метра положить на пол, на расстоянии 4-5 метров. Группа становится на одну из веревок и ей необходимо переправиться на другую веревку. Нельзя касаться пола между двумя веревками, а также использовать посторонние предметы. После обсуждают командную работу, определяют лидера, и того, кто ничего не делал.
  4. “Витязь на распутье”. Вырабатывается опыт презентации и убеждения. Группа делится по 3 человека, остается один, который будет играть главную роль. Упражнение выполняется по мотивам сказки про Илью Муромца, который должен выбрать в какую сторону ему поехать. Каждая команда должна убедить главного героя, в какую сторону ему поехать, и что именно их направление самое выгодное.
  5. Упражнение для тренинга – “Билет на Гавайи” – тренирует метод убеждения. Группа делится на команды по 3 человека, и им говорится, что достался билет на Гавайи, но поехать может только один человек. Через 5 минут обсуждения группы решают кто поедет на Гавайи. На обсуждении выясняют почему приняли такое решение.

Тренинговые игры

Кроме психологических и интересных упражнений, есть еще и тренинговые игры. Игры в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, чтобы ребенку было легче пережить переход из садика в школу. Тренинговые игры научат коммуникабельности, общительности, как вести себя в различных ситуациях, подготовят к более взрослой жизни. Также есть и разогревающие игры, которые необходимо проводить в начале тренинга, чтобы участникам легче было настроиться на основное занятие. Разогревающих игр довольно много, но можно выделить основные: “знакомство” – игра для знакомства группы друг с другом; игры на сплочение команды; ролевые игры; психологические игры; деловые игры.

Выбор упражнений, или игр, методов тренинга зависит от цели, поставленной перед занятием. Например, если данная группа собралась для того, чтобы научиться работать командой, то и упражнения, и игры тренер разработает на командообразование. Правильный подбор метода обучения способствует быстрому запоминанию материала, и использованию его в жизненной ситуации. В общем, все, кто хочет достигнуть личностного роста, развить разные качества, добиться определенных целей в жизни, должен заниматься тренингом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector