Методы тренингового общения
Методы тренингового общения
· Методы, направленные па развитие социальной перцепции
· Методы телесно-ориентированной психотерапии
Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры (Л. А. Петровская, 1982; Г. А. Ковалев, 1989; Т. С. Яценко, 1987 и др.).
Кроме того, исследователи – теоретики и практики тренингов – предлагают добавить к числу базовых методов тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства (Ю. Н. Емельянов, 1985), включающий. техники невербального взаимодействия, которые развивают восприимчивость к «языку тела». Мы полагаем, что практика тренингов последних лет убедительно показала правомерность и полезность использования в тренинговой работе также медитативных и суггестивных (с целью научения самовнушению) техник.
Кратко охарактеризуем указанные базовые методы.
Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.
Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу «мозговой атаки»), и неструктурированных дискуссиях, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается. Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н. В. Семилетом предлагается рассматривать:
· тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;
· биографические, ориентированные на прошлый опыт;
· интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.
Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, мри анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).
Впрочем, для других направлений тренингов не меньшее значение приобретают игровые методы, которые включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансакционном анализе Э. Берна.
Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты». Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционном средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых методов в тренинговой работе действительно неисчерпаемы, отсюда такой большой интерес исследователей к организацнонно-деятельностным играм (А. А. Вербицкий, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.).
В следующий блок основных методов входят методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнении участники получают вербальную и невербальную информацию о том как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия. К этой группе методов примыкают приемы использования парапсихологических феноменов и развития под-пороговой чувствительности (например, в холодинамике Вернона Вульфа)
Несколько особняком стоят методы телесно-ориентированной психотерапии, основателем которой является В. Райх (W. Reich, 1960) В последнее время внимания практических психологов – ведущих тренинговых групп все больше привлекает этот вид терапии. Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).
Медитативные техники, по нашему мнению, тоже должны быть отнесены к тренинговым методам, поскольку опыт показывает полезность и. эффективность их применения в процессе групповой работы. Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции. Но на первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.
Некоторые из специалистов используют на тренингах трансовую суггестию – погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Что достигается за счет реализации комплекса суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза) тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем – 8-10 дней по 18-20 часов)» (А. П. Ситников, 1996 с 178)
Основные методы, используемые в психологическом тренинге, отражены на рисунке 4.
Рис. 4. Важнейшие тренинговое методы
Безусловно, важнейшим вопрос, возникающий при обсуждении правомерности использования суггестивных (в частности медитативных) техник. – этический. Поскольку внушение подразумевает некритическое восприятие сообщаемой информации реципиентом, то могут возникнуть обоснованные возражения против использования этих техник как жестко манипулятивных, что может противоречить гуманистическим установкам психолога или психотерапевта. Соглашаясь с существованием опасности манипулирования группой со стороны ведущего, следует отметить, что, во-первых, техники внушения в практической психологии и психотерапии применяются давно и эффективно; во-вторых, доля этих методов в общем времени тренингов, как правило, мала: в-третьих, использование их подразумевает не только высокую квалификацию, но и высокий нравственный уровень психолога, ведущего группу; в-четвертых, эти техники обычно касаются только установок на саморазвитие и самосовершенствование, на веру в свои собственные силы, на осознание цельности и психофизического единства своего Я, а вовсе не закрепления зависимости от ведущего.
Вообще говоря, нанести вред участникам группы может не только неосторожное или злонамеренное внушение, но и почти любое психологическое воздействие, производимое неумелым, низкоквалифицированным или преследующим эгоистические цели ведущим. А. Ф. Бондаренко, анализируя эту проблему, подчеркивает: «Так же как «этичность» выступает смысловым ядром семантического пространства Я, а духовность условием и атрибутом психотерапевтических воздействий и личностных изменении, забота об этике является не чем иным, как своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе» (1993, с. 65). Отсюда понятно, почему такие высокие требования предъявляются к специалисту, берущему на себя ответственность организовывать тренинговый процесс, и почему настолько важным является скрупулезно продуманное составление тренинговой программы с учетом всех возможных последствий применения того или иного метода.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое групповая дискуссия как метод тренинговой работы?
2. Назовите и охарактеризуйте виды групповой дискуссии:
a. по степени организации процесса;
b. по содержанию.
3. Какие виды игр можно выделить в тренинге? Как вы сами оцениваете роль и значение игровых методов в тренинге?
4. Что понимается под методами развития социальной перцепции?
5. Среди конкретных психотехник сензитивного тренинга выделяют вербальные и невербальные. Как вы думаете, могут ли вербальные и невербальные упражнения преследовать и другие цели, помимо развития навыков социальной перцепции?
6. Назовите основные подгруппы приемов, относящихся к методам телесно-ориентированной психотерапии.
7. Какое понятие раскрывается и следующем определении: «. – погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков»?
8. Правомерно ли использование в психологическом тренинге суггестивных (в частности медитативных) техник? Объясните почему.
9. Какой важнейший вопрос связан с применением ведущим тренинговой группы «сильнодействующих» и манипулятивных психотехник?
10. Согласны ли вы с утверждением Л. Ф. Бондаренко, что «. забота об этике является не чем иным, кик своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе»?
Общие тренинговые методы
Общие тренинговые методы
- Групповая дискуссия
- Игровые методы
- Методы, направленные на развитие социальной перцепции
- Методы телесно-ориентированной психотерапии
- Медитативные техники
Базовые методы тренинга:
- групповая дискуссия,
- ситуационно-ролевые игры (
- тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства,
- медитативные и суггестивные (с целью научения самовнушению) техники.
Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.
Групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).
Классификация форм групповой дискуссии в тренинге:
- структурированные дискуссии, в которых задается тема для обсуждения, четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу «мозговой атаки»),
- неструктурированные дискуссии, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.
- тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;
- биографические дискуссии, ориентированные на прошлый опыт;
- интеракционные дискуссии, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.
Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях.
И гровые методы – включают:
- ситуационно-ролевые,
- дидактические,
- творческие,
- организационно-деятельностные,
- имитационные,
- деловые игры.
Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансактном анализе Э. Берна.
Достоинство игровых методов в тренинге:
- способ преодоления скованности и напряженности участников на первой стадии групповой работы, как условие безболезненного снятия «психологической защиты».
- инструмент диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.
- интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.
- создание условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством.
- игра мощный психотерапевтический и психокоррекционный средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых метод в тренинговой работе .
Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу.
С помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное само восприятие.
Методы телесно-ориентированной психотерапии (основатель — В. Райх (I960). Три основные подгруппы приемов:
- работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза),
- чувственное осознание,
- нервно-мышечная релаксация,
- восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).
Медитативные техники — используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.
На первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.
Некоторые из специалистов используют на тренингах трассовую суггестию — «погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Комплекс суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза), тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер (высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем -8-10 дней по 18-20 часов)».
Возможен вред участникам группы — неосторожное или злонамеренное внушение, любое психологическое воздействие, производимое неумелым, низко квалифицированным или преследующим эгоистические цели ведущим.
Отсюда — высокие требования предъявляются к специалисту, берущему на себя ответственность организовывать тренинговый процесс.
Важным является скрупулезно продуманное составление тренинговой программы с учетом всех возможных последствий применения того или иного метода.
Основные тренинговые методы
Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К ним традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры. психологический тренинг социальный
Кроме того, исследователи — теоретики и практики тренингов предлагают добавить к числу базовых методов тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства, включающий техники невербального взаимодействия. Также целесообразно использовать в тренинговой работе медитативные и суггестивные (с це- лью научения самовнушению) техники.
Кратко охарактеризуем базовые методы (прил. 1)
Приложение 1 «Основные методы тренинга»
Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Классифицировать формы групповой дискуссии можно по разным основаниям. В структурированных дискуссиях задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок их проведения. Неструктурированные дискуссии характеризуются пассивной ролью ведущего, их темы выбираются произвольно, время дискуссий формально не ограничивается. Кроме того, можно рассматривать тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинга темы; биографические, ориентированные на прошлый опыт; интеракционные, материалом для которых служат структура и содержание взаимоотношений участников группы. Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников тренинга, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях.
Игровые методы включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, весьма продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия психологической защиты. Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, вербальные и невербальные коммуникативные умения, обретаются способы оптимального взаимодействия с другими людьми
Методы, направленные на развитие социальной перцепции, развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их самовосприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия.
Методы телесно-ориентированной психотерапии стоят несколько особняком. Их основателем является В. Райх, и в настоящее время практических психологов — ведущих тренинговых групп все больше привлекает этот вид терапии. Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: работу над структурой тела, чувственное осознание и нервно-мышечную релаксацию, восточные методы (хатхайога, айкидо, тайчи).
Медитативные техники также могут быть отнесены к тренинговым методам, поскольку они, прежде всего, используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний, навыкам аутосуггестии, способам саморегуляции. Но на первых этапах медитативные техники представлены в форме гетеросуггестии [4]
Программа тренинга «Эффективного общения»
Московский университет государственного управления
« Теория и практика социально-психологического тренинга».
Специальность 030301 «Психология»
Группы ПЗ-61 Шепелкина А.Ю
Руководитель Королева О.Л.
1 часть . Теоретические обоснования необходимости и эффективности проведения тренингов…………………………………………………………………………..
Конспекты проведенных тренингов.
Тематический план тренинга……………………………………………………
Результаты проведенного анализа (качественный)……………………….
Список использованной литературы………………………………………….
Теоретические обоснования необходимости и эффективности проведения тренингов.
В переводе с английского train обозначает: тренировать, упражнять воспитывать. Но тренировать или упражнять во взаимодействии надо не только ребенка, но и взрослого, поэтому тренинг называется эффективным взаимодействием.
Учебная программа курса «Теория и практика социально-психологического тренинга» определяет минимум содержания учебной дисциплины, которую должны изучить студенты в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Данный курс предназначен для того, чтобы помочь студентам обобщить достижения современной детской психологии и достижений в области тренинговой работы в рамках новой парадигмы, многие темы рассматриваются с точки зрения новых научных подходов в данной области.
Итоговой формой контроля является зачет.
Цель изучения дисциплины – помочь будущим специалистам-психологам активно использовать и применять знания в области проведения тренинговой работы.
Широкое видение проблем будущими специалистами, связанных с адаптацией (дезадаптацией) в социальной среде применительно к каждой возрастной.
Знание основных положений работы в тренинге.
Стремление к накоплению мультидисциплинарного опыта.
Раскрыть содержание и задачи взаимодействия в тренинге.
Практическое обучение студентов взаимодействию психолога, ведущего тренинги с детьми, членами семей.
После изучения данной дисциплины студенты:
должны знать:
-Разнообразные подходы к определению тренинга с точки зрения различных авторов.
-Соотношение понятий: психологический тренинг, психотерапия, психокоррекция, обучение.
-Структурно-функциональную организацию тренинга.
-Специфические черты тренинга.
-Классификация тренинговых групп: виды и подвиды. Цели и задачи тренингов.
-Требования к проведению тренингов.
-Определять потребность в обучении при организации тренинговой работы.
-Находить правильные критерии успешности работы.
-При работе с детьми уметь использовать в работе знания, расширяющие представления о типах характера детей, учитывать разные стили поведения, раскрывающие мотивацию тех или иных поступков детей.
-Ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития каждой возрастной группы.
-Использовать групповой опыт
-Правильное и последовательное использование основных знаний и умений в области работы с разными возрастными категориями.
-Использовать знания, полученные по другим дисциплинам, таким, как педагогика, детская психология, возрастная психология. Социальная психология и физиология.
-Использование разнообразных диагностических методик в работе с возрастными категориями для определения проблем стоящих перед группой.
-Правильно структурировать работу тренинга.
-Учитывать возрастные особенности при составлении тренинговых программ.
В широком круге вопросов политического, экономического и социального развития страны особое место уделяется проблемам человека. Такое акцентирование проблем человека актуализирует значимость социально- психологических исследований и необходимость усиления их прикладных аспектов.
Особенно важной в этой связи становится проблематика социально-психологического воздействия и часто обозначается термином «социально- психологический тренинг».
Указанная форма групповой работы исчисляет свою теорию более чем тремя десятилетиями и уже характеризуется широкой степенью использования в реальной психологической практике. Различные формы социально- психологического тренинга на Западе в основном группируются вокруг ведущих теоретических ориентации западной социальной психологии психоанализа, необихивиористской ориентации, когнитивизма и экзистенционально — гуманистической психологии.
В отечественной практике психологического воздействия социально-психологический тренинг используется как составная часть подготовки руководителей коллективов и различного профиля специалистов, в силу специфики своей деятельности органически включенных в общение: учителей, психологов, врачей и др. Позже он стал применяться в коррекции супружеских отношений, в сфере отношений между родителями и детьми, для коррекции возникших нарушений в ходе технического развития детей. С этой целью в нашей стране стали готовить кадры для психологической работы по вопросам коррекции и развития детей. Выполнения данного социального заказа выявило острую необходимость определения эффективности вообще и отдельных методов психокоррекционной работы в частности. Заметим, что термин — социально-психологический тренинг — не является однозначным. В отечественной литературе используются и другие термины: активная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение, лабораторный тренинг, группы интенсивного общения, группы открытого общения и др.
Термин «социально-психологический тренинг» впервые был введен в научный обиход в ГДР М. Форвенгом.
Тренинг — это комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность. В таком случае главным системообразующим компонентом тренинга является именно психологическое воздействие группы на личность.
Тренинг общения – ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
• Тренинги для педагогов
• Тренинги для студентов
• Тренинги для детей
Цели тренинга общения:
Участники групп общения должны научиться:
Правильно общаться друг с другом;
Давать и получать обратную связь;
Развивать чувство открытости и доверия;
Проявлять уважение к индивидуальности других;
Сохранять конфиденциальные факты и информацию интимного характера.
Требования к ведущему группы общения.
Должен обладать такими качествами, как уравновешенность, психологическая зрелость, воображение, уверенность в себе, умение доминировать.
Должен проявлять способность быстро реагировать на нестандартные ситуации, создавать в группе положительную обратную связь.
Должен являться организатором, режиссером и дирижером процесса общения, регулировать всевозможные варианты поведения участников, уровень тревожности в группе, пути исследования проблем.
Должен знать различные варианты выходов из конфликтных ситуаций и уметь прогнозировать возникновение конфликтов.
Должен владеть методами психологической диагностики, с тем чтобы уметь доказать на научном уровне эффективность и продуктивность своей работы.
Условия проведения тренинга.
Малые группы состоят из 12-15 участников, большие – из 25-30. Работа в больших группах предполагает участие ассистентов.
Работа будет эффективнее, если работать крупными временными блоками по 4-5 часов ежедневно.
Желательно ограничить участие лиц, которые под воздействием критики обычно демонстрируют излишнюю тревожность или агрессию, лиц с низкой самооценкой, психически незрелых, не чувствительных к другим и не способных к самоконтролю.
Положительное влияние тренингов общения
• развивают коммуниативную, творческую, организационную способности, эмоциональную устойчивость к стрессовым ситуациям.
• помогают познать себя, свои возможности, увидеть себя глазами других, раскрепоститься, снять психологические барьеры
• повышает уровень социальной адаптации, снижают уровень агрессии, формируют навык активной спмостоятельной деятельности, умение принимать решение в проблемных и нестадартных ситуациях.
• позволяет человеку увидеть себя другими глазами, скорректировать свое поведение, создать программу собственного личностного развития.
• дают возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживания
• дают возможность учаснику почувствовать себя принятым, пользующимся доверием, окруженным заботой, получающим помощь.
• развивают умение индентифицировать себяс другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувтв и поведения.
• снимается психологический дискомфорт при произношении или получении комплиментов и критики.
• формируются навыки выхода из сложных и конфликтных ситуаций.