Технологии обучения i школа
Об i-Школе, улыбающихся учителях и социализации, которой и Skype не помеха
В Москве есть школа, которая совмещает в себе два важных образовательных тренда — инклюзию и дистанционное обучение. О том, что дистанционное обучение, как ни парадоксально, действительно помогает в социализации детям-инвалидам, нам рассказал директор i-Школы.
i-Школа, или Центр образования «Технологии обучения» — школа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Её основная особенность состоит в том, что большая часть уроков проводится дистанционно, а очно ребята работают в школе несколько раз в неделю в небольших группах. Школа бюджетная, но на её базе организовано солидное количество платных услуг дополнительного образования — от веб-дизайна и литературных гостиных до театральной и естественно-научных студий-лабораторий. Здесь инклюзия действует как будто наоборот — не «особенные» дети включаются в «обычную» школу, а обычные дети включаются в не очень привычный для них процесс очно-заочного обучения, уютное общение со сверстниками и индивидуальное внимание учителя.
Почитайте небольшую беседу с директором i-Школы Александром Ездовым, которая развеет все типичные страхи о том, что использование информационных технологий обязательно лишает детей навыков общения и работы в коллективе.
Дети учатся примерно так же, как и в обычной школе: у них есть расписание, в котором есть все те же учебные предметы (и даже чуть больше).
Расскажите об i-Школе. Какие дети у вас учатся?
— В нашей школе обучаются в основном ребята с ограниченными возможностями здоровья. Это очень разные дети с разными заболеваниями, но объединяет их всех одно: они не в состоянии посещать обычную школу, ходить туда каждый день. Для того, чтобы они успешно учились, нужны специальные программы, точнее сказать, индивидуальные учебные программы, которые усиливают их возможности и компенсируют недостатки.
Начинали мы с обучения только таких детей. Но сегодня у нас учатся не только ребята с ограниченными возможностями здоровья. В нашу школу пришло уже около сотни обычных детей, которые не хотят быть в «образовательном конвейере», а хотят, чтобы их учили индивидуально. Ведь не только дети с ограниченными возможностями здоровья обладают индивидуальными особенностями.
А почему выбрано название «i-Школа»?
— C буквы i начинались все информационные технологии. Интернет начинается с буквы i. Мы стали первой дистанционной школой, которая обучала детей с ограниченными возможностями здоровья, и решили, что это будет правильной ассоциацией.
Первой школой в Москве?
— Первой школой в России.
Как у вас проходят занятия?
— Дети учатся примерно так же, как и в обычной школе: у них есть расписание, в котором есть все те же учебные предметы (и даже чуть больше), что и у детей из среднестатистической школы, только часть этих занятий проходит дистанционно. То есть они садятся у себя дома около компьютера, раздается звонок с помощью системы видеоконференции и они со своими «одноклассниками» приступают к уроку. У них есть учитель, есть информационная система, которая является неотъемлемой частью проведения урока, учебно-информационная среда. На таких уроках особое внимание уделяется групповой деятельности. Мы стараемся сделать так, чтобы дети могли вместе общаться, обсуждать те темы, которые им предлагают учителя. Так с помощью содержания школьных предметов мы отрабатываем модель повседневной жизни.
Раз вы заговорили об общении, сложно не вспомнить о страхе родителей перед тем, что их дети, вынужденные проводить много времени дома и в больницах, будут оторваны от реальной жизни, лишены общения с другими детьми.
— Социализация и в целом процесс общения занимает важнейшую часть в жизни любого человека. Возьмите любую профессиональную сферу — умение работать в команде требуется практически везде; современный человек должен уметь слышать других и заниматься совместной деятельностью. Информационные технологии, с помощью которых мы проводим каждый урок, довольно здорово с этим справляются. Ну, например, дети могут вместе писать текст, находясь в разных точках города. Они могут писать вместе статью или отчет, открыв виртуальный документ. А учитель может оценить роль каждого ученика, так как в таком документе сохраняется как история действий каждого по отдельности, так и коллективный результат, что является очень важной частью для стимуляции коллективной деятельности.
Кроме того, дети общаются не только виртуально, но и лично. У нас есть мощнейшая театральная студия, которая уже является лауреатом международных конкурсов. Концепция театральной студии соответствует всей стратегии школы: раскрыть и использовать весь потенциал, который есть у ребенка. Также в школе есть курсы дополнительного образования. Сегодня у нас запущено 150 дистанционных и очных курсов, на которых дети много времени проводят вместе. Они ходят на виртуальные экскурсии, поскольку обычные экскурсии чаще всего им недоступны, посещая их в разных городах и даже в разных странах. Вместе составляют эти экскурсии, ведут экскурсии друг для друга, программируют какие-то элементы в современных языках программирования для того, чтобы завтра это можно было делать в рамках какой-нибудь коммерческой интернет-компании. Играют на музыкальных инструментах и даже поют хором.
В школе организована довольно интенсивная очно-дистанционная жизнь. Конечно, все мы, вспоминая про школу, где учились сами, помним не урок математики или географии, а скорее какую-то олимпиаду или викторину, поход или спектакль, где были вместе с друзьями и делали что-то интересное. Детям в нашей школе мы стараемся подарить максимум таких впечатлений. По каждому учебному предмету у нас проходят олимпиады, их победители выезжают на окружные, а потом и городские олимпиады. Не без гордости скажу, что один из наших учеников даже стал лауреатом всероссийской олимпиады по математике!
Умение работать в команде требуется практически везде; современный человек должен уметь слышать других и заниматься совместной деятельностью.
А что делают ваши ученики после окончания школы?
— Человек с ограниченными возможностями здоровья в городе, где довольно высокая конкуренция на получение той или иной должности на работе, к сожалению, находится в уязвимой позиции. И мы понимаем, что детство у всех когда-то заканчивается. Мы готовим наших ребят к этой жизни, к тому, что придётся искать себе работу и чем-то заниматься. Образование высокого качества необходимо для дальнейшей профессиональной реализации. Своей ориентацией именно на знания мы и отличаемся от других учреждений. Есть центры, где очень хорошая реабилитационная база, или где дети собраны с одной нозологией вместе. Мы же даём академические знания и социальные навыки, помогающие человеку в дальнейшем найти себя. Наши выпускники очень разные, как и в любой школе. У нас есть дети, которые поступают в престижные вузы, получают медаль после окончания школы или очень высокие баллы на ЕГЭ. Есть дети, которые не обладают такими высокими академическими успехами. Но, тем не менее, мы стараемся найти место в обществе каждому, кто просит нас в этом ему помочь. В частности, несколько человек работают в нашей школе. Кто-то преподает, кто-то является инженером по информационным технологиям, кто-то даже просто курьером.
Вы много говорите об информационных технологиях. Успеваете ли следить за их развитием и обучать учителей?
— Действительно, информационные технологии развиваются очень стремительно и учителю в одиночку сложно за ними поспеть.
Если один нашел что-то интересное, он обязательно сообщит об этом другим. Такой обмен опытом часто перерастает во внутришкольные курсы для учителей. Кроме того, в освоение новых технологий многое привносят и сами ученики. Дети иногда на уроке подсказывают учителю, как эффективнее использовать тот или иной инструмент. Такое взаимообучение тоже является очень важной частью школы, к тому же это создаёт правильную атмосферу взаимодействия между учениками и учителями, такой демократический дух.
Взаимообучение создаёт правильную атмосферу взаимодействия между учениками и учителями, такой демократический дух.
Каков же портрет учителя в вашей школе? Это прежде всего человек, который умеет общаться с особенными детьми, или человек, который «на ты» с информационными технологиями?
— Специалистов, которые знали бы все нозологии детей, при этом владели бы информационными технологиями на неплохом уровне, плюс к этому знали дидактику и методику дистанционного обучения, практически нет. Когда мы берём на работу учителя, просим его владеть только одним инструментом — умением учиться.
Вы работали в простой школе учителем, а сейчас руководите своей. Какие вы видите отличия вашей школы от, скажем так, «среднестатистической»?
— У нас больше, чем в обычной школе, заметно, что все люди очень разные. Здесь совершенно невозможно сравнивать двух детей уже потому, что они визуально друг от друга отличаются. В обычной школе возникает иллюзия, что дети очень похожи, что можно работать не с каждым учеником, а на весь класс одновременно. Это иллюзия и сущая неправда. Современная школа должна учить индивидуально. Мы это делать можем. Потому что, во-первых, мы понимаем, что все разные, а во-вторых, умеем так выстроить учебный процесс, чтобы каждый на самом деле учился в своём темпе. У каждого ребенка в нашей школе есть индивидуальная образовательная программа по каждому предмету. И это главная особенность и преимущество нашей школы.
Чего не хватает сейчас в обычных школах? Чем бы вы могли поделиться с ними?
— Вообще был бы очень полезен процесс обмена между школами педагогическими технологиями или даже целыми электронными курсами. В каждом образовательном учреждении есть что-то уникальное, что оно могло бы дать. А если представить себе вот такую ярмарку по обмену между школами, то на эту ярмарку мы бы, скорее всего, принесли модель нашего индивидуального обучения и приёмы использования информационных технологий для продуктивного обучения совершенно разных людей.
Что вы считаете главным достижением школы за 13 лет её существования?
— В нашей школе часто бывают гости. Они приходят к нам на уроки, смотрят, как они проходят, как у нас здесь всё утроено. И все они отмечают одно и то же — наши учителя настроены на общение. Они улыбаются. Они с удовольствием берутся за дело. Готовы помочь каждому, с кем они работают. Вот это, мне кажется, самое главное.
Это самое ценное, что есть в нашей школе. Улыбающийся учитель — это классно! И я бы очень хотел, чтобы это сохранилось на следующие 13, 15 или 50 лет.
i-школа для детей-инвалидов
Информационные технологии “включают” московских детей-инвалидов в жизнь общества
Когда весной этого года мы с соавтором работали над статьей по электронному включению в жизнь общества детей, подростков, женщин, пенсионеров и инвалидов (см. PC Week/RE, N 18/2006, с. 33), нам было неизвестно, что примеры такого рода включения в жизнь общества (e-inclusion) детей-инвалидов уже есть на московской земле (www. pcweek.ru/?ID=505490) и дают удивительные результаты. Расширить свои познания в этой сфере удалось во время делового завтрака 25 октября, который устроила компания Naumen (www.naumen. ru) для госслужащих.
Можно сказать, что в России на региональном и муниципальном уровнях возникло целое движение по дистанционному обучению детей-инвалидов, см., например, www.krsk-obr.ru/news/125/ (Красноярск), users.kaluga.ru/invalid_info/azik.htm (Калуга), www.murom-tv. ru/index.php?page=0&num_news=1937 (Муром) и т. д. В этом году закрывается ФЦП «Дети России» и соответственно одна из подпрограмм — «Дети-инвалиды» (www.newseducation.ru/importance/ 80/). Подпрограмма включала следующие мероприятия:
— развитие сети и материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов;
— создание условий для профессионального обучения детей-инвалидов и усвоения ими трудовых навыков;
— обеспечение детей-инвалидов современными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание;
— проведение всероссийских и региональных фестивалей, спартакиад и других мероприятий для детей-инвалидов.
На этой ФЦП федеральный центр, похоже, умывает руки в данной области. Движение по дистанционному обучению детей-инвалидов не имеет ни организационного, ни методического всероссийского центра, не создано и никаких структур по обмену опытом или фондов учебных курсов. С учетом современного разделения бюджетов регионов и федерального центра вся финансовая нагрузка по реализации дистанционного обучения детей-инвалидов лежит на регионах с вытекающими последствиями для регионов-доноров и регионов-реципиентов федеральных трансфертов. В результате регионы доноры являются более «продвинутыми» в развитии дистанционного обучения детей-инвалидов. И среди них, конечно, в первую очередь Москва.
Школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов (так называемая i-школа, www.home-edu.ru) — структурное подразделение государственного образовательного учреждения (ГОУ) центр образования (ЦО) «Технологии обучения» (www.9151394.ru). Она была открыта в 2003 г. в рамках проекта «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов», который реализуется Департаментом образования города Москвы (www.educom.ru). ГОУ ЦО «Технологии обучения» является единственным в Москве (www.mosedu.ru/ru/parent/technologies/) учебным заведением, реализующим технологии дистанционного обучения больных детей.
Забота столичных властей
Этой весной московские депутаты обсудили проблемы дистанционного образования юных инвалидов. На состоявшемся 2 марта очередном заседании комиссии Московской городской думы по науке и образованию обсуждались проблемы реализации программы по дистанционному образованию детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья (www.bunimovich.ru/mosgorduma/education/index.phtml?id=249).
Как отметила директор центра «Технологии обучения» Елена Булин-Соколова, на сегодняшний день в Москве проживает 27 тыс. детей-инвалидов. С ними работают различные учреждения системы образования: детские сады компенсирующего и комбинированного видов, специализированные (коррекционные) школы и школы-интернаты, центры для детей с физическими и интеллектуальными нарушениями, школы надомного обучения, негосударственные образовательные учреждения. Дети, имеющие инвалидность, учатся и в общеобразовательных школах. Но все же значительное количество больных ребят в силу медицинских противопоказаний не посещает образовательные учреждения вообще или посещает их крайне нерегулярно.
Еще в 2003 г. вышло распоряжение правительства Москвы «Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий»; затем городскими властями был согласован «План мероприятий по созданию единой информационной среды для детей-инвалидов до 2006 года». Работа по реализации плана заканчивается, и сегодня уже можно говорить о ее конкретных результатах.
Дистанционное обучение больных детей включает использование индивидуального компьютера и специализированного дополнительного оборудования к нему, компенсирующего те или иные особенности развития ребенка; телекоммуникационное общение с учителем и сверстниками; поиск информации в Интернете и участие в коллективных проектах; непосредственное освоение производственных технологий, которые могут стать основой для будущего трудоустройства выпускника.
По словам г-жи Булин-Соколовой, дистанционное обучение осуществляется не только по обязательным школьным дисциплинам, ребята могут получать и дополнительное образование, в частности музыкальное и художественное. Выпускники центра «Технологии обучения» имеют возможность освоить профессии веб-дизайнера, бухгалтера, программиста и многие другие. По окончании обучения учащимся выдаются аттестаты государственного образца.
Однако в реализации программы дистанционного образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, имеется ряд серьезных проблем. Одна из них связана с тем, что выпускники, которые по окончании дистанционной школы хотят продолжить обучение, не имеют права оставить себе необходимое им для дальнейшей учебы и жизни компьютерное оборудование. Вторая проблема — оплата интернет-доступа для учащихся и выпускников дистанционной школы: в городском бюджете деньги на эти цели специально не выделяются. Не решена и проблема обеспечения детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, специализированным транспортом, который мог бы доставлять их к образовательным, культурно-зрелищным и другим учреждениям. И наконец, необходимо разработать и принять городской закон об образовании людей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, который создал бы правовые основы обеспечения общедоступного, бесплатного и высококачественного образования всех уровней для ребят, которые не могут посещать образовательные учреждения.
Марию Коссе в московский центр
“Технологии обучения” привело желание
помочь собственному ребенку и
Учитывая прозвучавшие замечания и предложения, члены комиссии приняли следующие решения:
— предложить департаменту образования проработать вопрос создания нормативно-правовой базы для получения начального, основного общего и среднего образования в дистанционной форме;
— обратиться в Департамент социальной защиты населения, Департамент здравоохранения и Департамент образования с предложением создать единую базу данных о лицах до 18 лет, имеющих ограничения жизнедеятельности;
— предложить организовать передачу в постоянное пользование компьютерного оборудования выпускникам школы дистанционного обучения, которые собираются продолжить учебу в учреждениях профессионального образования или приступили к профессиональной деятельности, предполагающей наличие компьютеризированного рабочего места на дому;
— обратиться в правительство Москвы с предложением обеспечить бесплатный доступ в Интернет лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности;
— просить Департамент транспорта и связи совместно с Департаментом образования рассмотреть возможность формирования городского парка специализированных транспортных средств и службы организации доставки детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
— обратиться к Департаменту финансов с предложением учесть потребности школы дистанционного обучения при разработке проекта бюджета на 2007 г.;
— обратиться к мэру Москвы с предложением созыва межведомственного совещания по решению проблем, связанных с обеспечением образования детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья.
Похоже, этот план достаточно комплексный для того, чтобы создать комфортные условия для жизни в Москве детей-инвалидов.
Система управления поддержкой оборудования
Правительство Москвы, по словам заместителя директора центра образования Ирины Шпитальской, ежегодно выделяет около 90 млн. руб. только на закупку технических средств для учащихся и учителей. Каждому ученику на время обучения выдаются в бесплатную аренду компьютер, сканер, принтер, веб-камера, предоставляется высокоскоростной доступ в Интернет (все стоимостью порядка 80 тыс. руб.), дается возможность участвовать в творческих и исследовательских курсах, а также общаться со своими учителями и одноклассниками. При поступлении в школу все дети проходят первоначальный курс очного обучения работе на компьютере индивидуально или в группах.
Мария Коссе когда-то была ИТ-менеджером в крупной компании, но желание помочь собственному ребенку и другим детям привело ее в московский центр «Технологии обучения», где она возглавила ИТ-отдел. В школе дистанционной поддержки образования детей-инвалидов (i-школа) Мария со временем обнаружила, что увеличение числа обслуживаемых отделом учеников и учителей все более не под силу существовавшим допотопным средствам их сопровождения. В частности, отсутствовали удобная база по ученикам, учителям и договорам, единая точка контакта с ИТ-отделом для учеников и учителей, система учета заявок от учеников и учителей на ремонт оборудования, механизм контроля взаимоотношений c поставщиками. Имело место дублирование и несинхронное изменение информации в нескольких системах (учебный портал, Access), что осложняло сбор статистики и построение отчетов.
Базой для автоматизации деятельности i-школы послужили продукты Naumen Service Desk (http://naumen.ru/go/products/ nausd) и Naumen Phone (http://naumen.ru/ go/products/nauphone). Naumen Service Desk — готовое решение для автоматизации службы поддержки ИТ-услуг и управленияими. Продукт ориентирован на решение первоочередных задач, позволяющих повысить эффективность ИТ-обслуживания и обеспечить его соответствие требованиям бизнеса. Naumen Phone — программное решение для организации корпоративного call-центра и офисной IP-АТС, автоматизации процессов телефонного обслуживания и интеграции с бизнес-приложениями.
Отдел Марии вместе со специалистами компании Naumen разработал систему управления поддержкой оборудования (СУПО), установленного на дому у учителей и детей-инвалидов, которая обеспечивает:
— подготовку учебно-методических материалов;
— сопровождение договоров с учениками и учителями школы на аренду компьютерного оборудования;
— управление взаимодействием с поставщиками компьютерной техники и интернет-услуг;
— оказание технической поддержки ученикам и учителям по вопросам использования компьютеров, Интернета и учебного портала.
В целях развития и сопровождения СУПО рабочие места в ней получили специалисты двух основных партнеров ГОУ ЦО «Технологии обучения» по реализации проекта: поставщик компьютерного оборудования фирмы Apple компания DPI и интернет-провайдер «МТУ-Интел» (www.stream.ru). На 31 мая 2006 г. система поддерживала 1380 учащихся, 250 учителей, 50 технических администраторов и 100 курсов для 0-11 классов.
Пока число учащихся i-школы увеличивается примерно на 300 детей в год, и единственным ограничением этого роста является объем финансирования московским правительством. Представляется, что межрегиональная кооперация позволила бы субъектам федерации сэкономить значительные средства за счет разделения труда между ними в сфере разработки учебных курсов и тиражирования типовой, например московской, СУПО.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Центр образования «Технологии обучения», i-Школа
Школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов
ЗАО Резервный пр., д. 10 (м. Студенческая)
В связи с ремонтом здания Центр образования «Технологии обучения» работает по адресу:
САО ул. Красноармейская, д. 15 (м.Аэропорт)
Организации системы социальной защиты
ГАУ «МНПЦ реабилитационных технологий» Департамента социальной защиты населения г.Москвы
Инвалиды с ДЦП (начиная с возраста 3-х лет), проживающие в Москве.
Есть отделение дефектологии и психологической коррекции.
ЮВАО ул. 1-я Текстильщиков, д.6а (м.Текстильщики)
ГАУ Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И.Швецовой Департамента социальной защиты населения г. Москвы
Отделение медико-социальной реабилитации детей с тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Мощность отделения на 35 коек, из них 15 коек – Служба ранней помощи. В условиях стационара круглосуточного пребывания детям с инвалидностью обеспечено не только комплексная медико-социальная реабилитация с использованием высоко-технологичных реабилитационных методик, но и психолого-педагогическая коррекция.
Основной контингент – жители города Москвы ,взрослые и дети, имеющие ограничения жизнедеятельности в результате травм опорно-двигательного аппарата, в том числе после эндопротезирования, последствий черепно-мозговых травм, острых нарушений мозгового кровообращения, спинальных инсультов, детского церебрального паралича, полиомиелита, имеющие благоприятный реабилитационный прогноз.
СЗАО ул. Лодочная, д. 15, к. 2 (м.Сходненская)
(499) 492-80-85 (Регистратура)
(499) 493-53-60 (Приёмное отделение детей)
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский реабилитационный центр «Детство» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (заболевания ЦНС, ОДА, РАС)
Московская обл., поселок санатория «Горки Ленинские».
Проезд: м. Домодедовская, последний вагон из центра, выход к магазину «Снежная королева», маршрутное такси № 871 до остановки «Детский реабилитационный центр» (остановка по требованию).
(495) 723-10-56, (495) 727-18-07, (495) 727-18-04
Центр патологии речи и нейрореабилитации
Государственное бюджетное учреждение Департамента здравоохранения г.Москвы
Комплексное лечение и нейрореабилитация детей и взрослых.
Восстановление высших психических функций, в том числе речи, нарушенных в результате очаговых поражений головного мозга вследствие инсульта, черепно-мозговых травм, операций, нейроинфекций и других нарушений коммуникации, расстройств голоса, сопутствующих нарушений опорно-двигательного аппарата и соматических заболеваний.
Отделение для детей и подростков (от 2 до 15 лет).
Диагностическая, консультативная и лечебная работа с детьми, имеющими нарушения речи (заикание, алалия, дизартрия и др.).
ЦАО ул. Николоямская, д.20 (м. Марксистская, Таганская)
(495) 698-04-14, (495) 698- 04-15
Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы
(бывшая Детская психоневрологическая больница № 18)
Комплексное восстановительное лечение больных детским церебральным параличом (ДЦП), последствиями черепно-мозговой и позвоночно-спинномозговой травм, с аномалиями и пороками развития центральной и периферической нервной системы, с рассеянным склерозом и с другими неврологическими заболеваниями
ЗАО Мичуринский просп., д. 74 (м. Проспект Вернадского, Университет)
(495) 430-80-40 (справочная), (495) 430-02-29 (регистратура консультативной поликлиники)
Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы, Филиал № 1 (бывш. Детский санаторий № 65) ЗАКРЫТ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
Дети от 4 до 7 лет с ДЦП, проживающие в г. Москве
ЮВАО ул. Зеленодольская, д. 15, корп. 4 (м. Кузьминки, Рязанский проспект)
Государственное бюджетное учреждение культуры города
Москвы «Центр социокультурных программ «Интеграция»
Интеграционные студии для детей (с 3 лет) и взрослых с ОВЗ, интеграционые мероприятия и проекты
Центр на Лазо
Спортивные секции, танцы, керамика, художественные ремесла и др.
ул. Лазо, д. 12 (м.Перово)
Центр на Саянской
Вокальная, театральная студии, изостудия, компьютерная грамотность, спорт, студия дошкольного развития и др.
ул. Саянская, д.6Б (м.Новогиреево)
Володин Алексей Александрович
Государственные организации
Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками с 3 до 18 лет
Тверское
Обслуживает районы Арбат, Тверской, Пресненский, Хамовники
(бывший Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской»)
ЦАО ул. Долгоруковская, д.5 (м.Маяковская)
(бывший Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Пресненский»)
ЦАО ул. 1905 года, д.5 (м.ул.1905 года)
Басманное (бывший Центр психолого-медико-социального сопровождения «Озон»)
Обслуживает районы Басманный, Красносельский, Мещанский
ЦАО ул. Нижняя Красносельская, д.45/17 (м.Бауманская)
Хамовники (бывший Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония»)
Обслуживает районы Замоскворечье, Таганка, Якиманка
ЦАО Фрунзенская наб., д. 36/2 (м.Фрунзенская)
образовательная группа «АЙ класс»
Ай Класс Образовательная группа была основана в 1998 году группой специалистов в области образования, уже имеющих многолетний опыт профессионального консалтинга и практической организации образовательных зарубежных поездок. Сегодня в состав компании входит два самостоятельных подразделения: агентство по обучению за рубежом и образовательный центр. Агентство является официальным представителем нескольких десятков университетов, колледжей и языковых школ по всему миру.
В услуги компании входит подбор образовательных программ и учебных заведений, оформление документов, сопровождение поступления, в изовая поддержка , поиск проживания и полная поддержка во время и после поступления.
новости
HAMK ввел изменения в учебный процесс для студенто.
Скидка 10% при регистрации до конца мая 2020!
Университет Южной Флориды приглашает всех желающих.
University of Bristol теперь принимает результаты .
Международный Языковой Институт Сеульского Университета.
Тест можно сдать не выходя из дома: регистрация на.
Illinois State University временно убирает требование.
Теперь подать заявку в университет можно до 1 июня.
Занятия индивидуально и в мини-группах
Посети иностранный университет не выходя из дома!
Планируете начать обучение за рубежом в следующем .
Размеры стипендий, условия и процедура получения
Образовательный центр Ай Класс продолжает работать.
Поступайте с экзаменом SAT
от Newcastle University London
Стипендия на программу бакалавриата на 2020 год
ЕГЭ и IELTS не нужны
Отличная возможность для старта!
Последний конкурс для магистров на 2019 год!
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ НАМ!
Санкт-Петербург, Малый проспект П.С., д. 3. Тел.: +7 (812) 244-99-64