Npk18.ru

Обучение новым специальностям
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преимущества профильного обучения

Преимущества профильного обучения в современной школе: за и против

Преимущества профильного обучения в современной школе: за и против

Автор: Айларова Любовь Султановна,
учитель математики 5-11 классы
ЦДО ГБОУ СОШ г. Беслан,
Республика Северная Осетия-Алания

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.Введение профильного образования в полной мере соотносится и с жизненными установками школьников. Статистические опросы показывают: большинство старшеклассников предпочитают углублённое изучение отдельных предметов на основании собственных предпочтений.

В рамках профильного обучения старшеклассники приобретают навыки индивидуальной и коллективной работы, осваивают теоретические и особенно практические стороны выбранных предметов.

Преимущества профильного обучения:
1. Профильное обучение содействует процессу самоопределения старшеклассников в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает им в их взрослении, в выборе и освоении основ знаний по профессии.

2. Профильное обучение, откликаясь на потребности и склонности учащихся, корректирует направленность их интересов, ориентирует молодых людей на максимальное познание своих способностей, возможностей, ресурсов, а также потенциалов и ограничений их развития и применения.

3. Профильное обучение стимулирует активность молодых людей в плане ориентации на рынке труда с учетом изменения спроса на специалистов различного профиля и прогноза их конкуренции за рабочие мест.

На базе нашей школы (СОШ №6 г. Беслан, Рсо-Алания) была создана многопрофильная школа третьей ступени, в которой в 12 классах обучалось 280 старшеклассников Правобережного района. Анкетирование родителей и старшеклассников показало, что 90% опрашиваемых довольны организацией профильного обучения в школе. Именно такая школа позволяет им реализовывать свои способности по выбранному профилю.

Суть концепции “профильного обучения” заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, информационно – технологический, а также вариант непрофильного обучения – универсальный профиль.Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько. Например, естественнонаучный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и биологии, а гуманитарный – литературы, русского и 2-х иностранных языков

Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:

  • Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.
  • Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.
  • Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
  • Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
  • Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.
  • Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная – “научить учиться”, профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах – заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.

Старшая профильная ступень обучения в нашей школе состоит из

  • профильных классов, использующих специально разработанные учебные планы.
  • классов углубленного изучения профильных предметов.

Конечно, при организации профильного обучения на должном уровне возникает ряд проблем:

  • отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения;
  • невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп;

Таким образом, профильное обучение – вещь полезная и хорошая.

Но в связи с этим хочется привести мнение экс-министра образования и науки(2012г) Андрея Фурсенко по поводу концепции “профильного обучения”. С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире “живет” не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. И поэтому, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием.

С нашей точки зрения, то же самое касается и каждого человека: не стоит так уж сильно увлекаться “специализацией”. Очень часто “универсальный профиль” – отличная база для дальнейшей карьеры. Решайте сами, главное: соблюдайте баланс!

Плюсы и минусы профильного обучения в школе

Ещё в восьмидесятые годы двадцатого столетия в ряде школ города Иваново начиналась практика профильных классов: литературные, математические, биологические, исторические и так далее. Немало было явных перегибов. К примеру, в одной из школ с первого класса поделили детей на «математиков» и «гуманитариев». Конечно, это издержки «модных находок» в образовании.

Профилизация в старшей школе

Профильное образование приносило пользу, как показывала практика, лишь в старшем звене школы. Мне довелось быть классным руководителем экономико-правового класса. В десятом и одиннадцатом классах с учащимися еженедельно по 4 часа работали преподаватели экономического и юридического факультетов госуниверситета. Интерес у старшеклассников был стабильный, то есть постепенно формировались подгруппы «экономистов», «юристов» и даже историков, так как в преддверии знакомства с основами юридических знаний давался большой блок истории юриспруденции.

Именно для старших классов такой подход полезен. Причём набор в данный класс осуществляли тоже преподаватели указанных факультетов в форме беседы и проверки знаний по профильным предметам.

Оправдали себя и физико-математические классы в старшем звене нашей школы, в которых работали преподаватели энергоуниверситета.

Читать еще:  Фэк пермь отзывы на дистанционном обучении

Профилизация в средней школе

Практика профильного образования в среднем звене школы не совсем оправдывает себя. И это вполне понятно. Жёсткая односторонняя программированность в среднем звене не желательна в силу психологического возраста подростков. Данному возрастному этапу свойственно такое психологическое новообразование, как широта познания и пробы с целью поиска себя в мире профессий. То есть нормально, когда, фантазируя о своей будущей профессии, ребята должны иметь возможности реально пробовать себя в ней или, по крайней мере, слышать рассказы из уст представителей той или иной профессии, им должна быть доступна соответствующая литература и так далее. То есть в среднем звене целесообразны факультативы по интересам. Очень важно помочь ребятам познать свои потенциальные возможности для совершенного овладения той или иной профессией. Как раз всё это и является частью профессиональной ориентации в школе.

Глубоко убеждён, что ограничиваясь в основном заботой об уровне и контроле знаний учащихся по школьным предметам, но не создавая реальные условия для подготовки учащихся к будущей самостоятельной жизни, не помогая на данном возрастном этапе в выборе подходящей по личностным параметрам будущей профессиональной сферы трудовой занятости, общество не дополучает от школы большой потенциал трудовых ресурсов, счастливых и уверенных в своих силах людей.

Как говорится: «Что в школе возьмёшь, с тем и по жизни пойдёшь».

Актуальность проблемы

«Главное, что нам надо сделать для решительного подъёма уровня образования, — это учить по способностям и склонностям», отмечал академик М.А. Виноградов.

Проще, доходчивее вроде бы и не скажешь. Не верится, что подобная мысль не осенила тех, кто стоял у истоков российского образования.

Разумеется, не стоит отрицать достижений в образовании. И всё же, учитывая реалии многих школ на практике, следует признать, что в системе образования в немалой степени живуч «безмыслия страшный всеобуч» (Е,Евтушенко).

Так, проведённое обследование учащихся 7 и 9 классов в школе по изучению интересов показало следующее:

Имеют высокую мотивацию в изучении предмета:

Эти учащиеся, соответственно, имеют высокие показатели по успеваемости и, что особенно важно, учатся по данным предметам без особого напряжения, увлечённо, с интересом.

А что же десятки других детей только в этом классах? Почему у них низкая мотивация или совсем таковой нет? Ключом к решению многих наших образовательных проблем, причём, жизненно важных, служит, убеждён, профильное обучение, качественное и творческое.

Член-корреспондент Академии наук М.И. Демчук отмечает: «Гуманизация образования — это не единые программы для одарённых и слабых. Гуманизация — это «отслеживание» развития, обучения способных ребят».

Трудно с этим не согласиться. Профильное обучение — это путь к решению проблемы.

Полезное профильное обучение. Как?

Следует признать, что для качественного уровня профильного обучения одной школы недостаточно. Необходима научно-методическая проработка. Идеи и даже реальная практика имеется. Мне видится, если школа избирает путь профильного обучения, то она должна стать составным звеном научно-производственного комплекса (школа — профессиональное учебное заведение — высшее, среднее — начальное — , по-возможности, предприятие, возможно, научно-исследовательское учреждение).

Во всяком случае, в рамках городов это возможно при соответствующем понимании со стороны государственных и муниципальных органов. Необходимы также система заинтересованного и профессионального отслеживания развития детей, подростков в школе, помощь им в определении интересов и, конечно, создание условий для реализации индивидуальных возможностей, склонностей, интересов учащихся.

Потребность в дифференциации процессе не случайна. Ибо опыт показывает, что успешность учебной деятельности связана с личностными характеристиками и особенностями познавательной деятельности человека.

Не всегда учителю доступно квалифицированное определение индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика. Разумеется, важна и интуиция педагога, но для объективной оценки этого далеко недостаточно. В свою очередь без дифференциации нет и не может быть профильного обучения. Или другими словами — профильное обучение даёт оптимальные возможности для дифференцированного подхода к личности в обучении и развитии. Помочь учителю познать индивидуальные особенности детей и, таким образом, верно определить подход в обучении каждого конкретного ученика может психолог.

Психологическая служба в школе — насущная необходимость

Поэтому сам факт наличия психологической службы в школе — это «не дань времени», а насущная необходимость, которую, наконец-то, с трудом, но начинаем осознавать. Психологи в союзе с учителями способны дифференциацию, профилизацию сделать работающими не на заказ, который дан свыше, а на пользу реальным детям. Многие издержки пока ещё не богатого опыта в профильном обучении являются следствием того, что не учтены при его введении психологические основы, а именно — личность ученика, его возможности.

Преимущества и проблемы профильного обучения

«Преимущества и проблемы профильного обучения»

учитель физики МБОУ СШ №12 С.Н. Захарова

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 89% — говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации. При этом наибольшую неудовлетворенность у опрашиваемых вызывает отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей.

Для того, чтобы устранить все вышеперечисленные недостатки, с 2006 года предполагается переход большей части российских средних школ на «профильное обучение» .

Суть концепции «профильного обучения» заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило несколько вариантов учебных планов для преподавания в профильных классах. Однако, все предлагаемые министерством учебные планы — примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению.

Главная цель — самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование — это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Читать еще:  Центр обучения и развития персонала

Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:

Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.

Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.

Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.

Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.

Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Особенности профильного обучения в школе

Профильное обучение в школе существенно отличается от того, которое было реализовано в более ранней версии системы школьного образования. В частности:

Количество обязательных (базовых) дисциплин сведено к минимуму, а материал, преподаваемый на данных уроках, направлен, в первую очередь, на общее развитие и возможность сдать обязательные предметы на экзаменах в 11 классе.

Число профильных предметов увеличено, а материал, изучаемый на таких занятиях, углублен и расширен. При этом в ходе учебного процесса обязательно должны использоваться современные средства передачи информации.

Элективный курс – это уроки по выбору. Как правило, они поддерживают изученный на обязательных уроках материал, закрепляют и немного расширяют его.

Преимущества профильного обучения в школе очевидны. Это:

Индивидуальный, учитывающий желания ученика подход, направленный на то, чтобы сделать урок максимально интересным и доступным для понимания.

Обязательное использование современных технологий на занятиях, что дает возможность не только сделать урок более информативным, но и правильно организовать учебный процесс.

Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ.

Выстраивание в сознании ученика его будущего пути, а, следовательно, его моральной готовности к переменам после школы.

Недостатки профильного обучения

К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:

Сложность перехода в случае необходимости из одного профильного класса в другой, из-за сильного отличия программ. А поскольку ребенок 14-16 лет не всегда четко уверен в том, чем хочет заниматься в будущем, и сможет ли он идти по выбранному пути, переходы из одного профильного класса в другой не редкость.

Сложность, а зачастую невозможность такого обучения в сельских и деревенских школах с маленьким количеством учеников, где отсутствуют как необходимые для организации учебного процесса современные устройства и технологии, так и соответственно подготовленные педагоги.

Необходимость постоянного повышения квалификации учителей.

Необходимость наличия профессионального психолога в школе.

Еще большая временная загруженность старшеклассника.

Отсюда вытекает и ряд проблем организации профильного обучения в российских школах. Это, прежде всего:

сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели. (в районе–одинаковые профили во всех школах: физико-математические, социально-экономические)

отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения;

невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп;

о тсутствие эффективной предпрофильной подготовки ( В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная — «научить учиться», профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах — заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения. )

Отсутствие единых требований к уровню подготовки учащихся при поступлении в профильный класс

Профильное образование подразумевает, что по результатам сданных в конце девятого класса экзаменов по основным предметам, производится «отсев» учеников:

тем, кто сдал экзамены на положительные оценки, педагоги рекомендуют остаться, чтобы получить полное общее образование в стенах родной школы; Отметим, что ученики, оставшиеся в школе, выбирают класс по направлению (профилю), который они хотели бы изучать углубленно и пишут контрольную работу по профильным предметам. Согласно Рекомендациям по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2018 году основного госдарственного экзамена (ОГЭ ) результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы: по физике это показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам. (31-40 баллов –отметка «5» по результатам ОГЭ).

тем, кто показал средние (удовлетворительные) результаты, рекомендуется продолжить обучение в колледжах и техникумах, где они также смогут получить полное общее образование, но по несколько иной системе.

тем же, кто не справился с экзаменами даже после пересдачи, специалисты советуют перейти в классы коррекции, функционирующие на базе специальных школ, либо на индивидуальное образование.

Таким образом, все дети могут получить полное общее образование, являющееся ныне обязательным для всех, соответственно своим способностям.

Наличие достаточной материально-технической базы

Отсутствие необходимых элективных курсов

Федеральный перечень учебников

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 учебный год. Соответствует ФГОС. Приказ Минобрнауки №15 от 26.01.2017 г. с изменениями от 5.06.2017 №629.

Физика (углубленный уровень)

1.3.5.2.1.1.Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др. / Под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика (углубленный уровень) 10 Издательство «Просвещение»

1.3.5.2.1.2 Кабардин О.Ф., Глазунов А.Т., Орлов В. А. и др. / Под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика (углубленный уровень) 11 Издательство «Просвещение»

1.3.5.2.2.1 Касьянов В.А. Физика. Углубленный уровень 10 ДРОФА

1.3.5.2.2.2 Касьянов В. А. Физика. Углубленный уровень 11 ДРОФА

1.3.5.2.3.1 Мякишев Г.Я., Синяков A3. Физика. Механика. Углубленный уровень 10 ДРОФА

1.3.5.2.3.2 Мякишев Г.Я., Синяков A3. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. Углубленный уровень 10 ДРОФА

1.3.5.2.4.1 Мякишев Г.Я., Синяков A3. Физика. Электродинамика. Углубленный уровень 10-11 ДРОФА

Читать еще:  Обучение смис в санкт петербурге

1.3.5.2.4.2 Мякишев Г.Я., Синяков A3. Физика. Колебания и волны. Углубленный уровень 11 ДРОФА

1.3.5.2.4.3 Мякишев Г.Я., Синяков A3. Физика. Оптика. Квантовая физика. Углубленный уровень 11 ДРОФА

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах несколько сыровата и нуждается в определенных «доработках». При этом «довести» профильное образование до состояния продуктивной, стремящейся к обучению нового, интеллектуально развитого поколения, можно только путем постоянной совместной работы учеников, учителей и власти.

Профильное обучение в школе. Это что такое?

Автор: Юлия Юткина | Источник: Личные Деньги

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% — говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации. При этом наибольшую неудовлетворенность у опрашиваемых вызывает отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей.

Для того, чтобы устранить все вышеперечисленные недостатки, с 2006 года предполагается переход большей части российских средних школ на так называемое «профильное обучение». Причем, в некоторых школах в рамках эксперимента такое образование уже существует. В данной статье мы попробуем разобраться, что же это за обучение и в чем состоят его преимущества.

Суть концепции «профильного обучения» заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: Естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант непрофильного обучения — универсальный профиль. Однако, все предлагаемые министерством учебные планы — примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению. По словам специалистов, в школах, начавших внедрение профильного образования, уже возникло более 12 различных профилей: например, педагогический, медицинский, аграрный и другие. Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько. Например, естественнонаучный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и биологии, а гуманитарный — литературы, русского и иностранных языков.

Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель — самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование — это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:

    Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы. Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности. Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности. Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности. Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации. Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная — «научить учиться», профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах — заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.

Старшая профильная ступень обучения в любой школе, в зависимости от ее возможностей и выбора, может состоять из классов следующих видов:

    Профильных классов, функционирующих в системе «школа-вуз». Профильных классов, использующих специально разработанные учебные планы. Классов углубленного изучения профильных предметов.

С точки зрения гарантированного поступления в высшие учебные заведения предпочтительнее всего, конечно, классы типа «школа-вуз». В таких классах не только усиливаются профильные дисциплины школьной программы, но и читаются дополнительные курсы преподавателями вуза, с которым у школы налажено сотрудничество. Кроме того, старшеклассники проходят практику на базе данного вуза. Состыковка деятельности школьных учителей и преподавателей вуза — также важное преимущество данного варианта обучения. Но не все школы, особенно в регионах, имеют возможность так тесно контактировать с высшими учебными заведениями. А что касается сельских школ, то их возможности вообще обычно ограничиваются классами углубленного изучения профильных предметов.

Отсюда вытекает и Ряд проблем организации профильного обучения в российских школах. Это, прежде всего:

    отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения; невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп; сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели.

Таким образом, профильное обучение — вещь полезная и хорошая. Но вряд ли с 2006 года реален переход большинства школ на это самое обучение. В силу вышеназванных причин. Поэтому многие учащиеся перемен не почувствуют и получать будут все то же базовое образование.

Но в связи с этим хочется привести мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции «профильного обучения». С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире «живет» не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием.

С нашей точки зрения, то же самое касается и каждого человека: не стоит так уж сильно увлекаться «специализацией». Очень часто «универсальный профиль» — отличная база для дальнейшей карьеры. Решайте сами, главное: соблюдайте баланс!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector