Npk18.ru

Обучение новым специальностям
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Звукооператорское мастерство учебник

doc Маньковский В.С. Основы звукооператорской работы Москва- «Искусство» 1985

Кино и телевидение родились и развиваются на базе известных научно-технических открытий. Соединение новых технических возможностей с некоторыми выразительными средствами театра — движением, действием — привело к появлению нового» синтетического вида искусства. Этот синтез продолжается, так как изобразительный ряд воссоединился со звуковым. Следовательно, кино и телевидение нашли свое выражение в единстве искусства и научно-технических достижений с одной стороны и в единстве изобразительных и звуковых средств — с другой. Эти единства основаны на глубоких внутренних связях, и каждая составляющая’не просто дополняет, а часто во много крат усиливает общий эффект, делая создаваемые звукозрительные образы более жизненными, а кино- и телевизионные произведения—высокохудожественными.

Таким образом, кино и телевидение, а в звуковой части и радиовещание возникли на границе двух разнохарактерных областей человеческой деятельности •— искусства и техники. Это привело к тому, что часто одни и те же явления рассматриваются с разных позиций. Инженеры, например, больше интересуются физической стороной звуковых процессов, тогда как музыканты — только их результатами. Первые из них оценивают явление по объективным, вторые — по субъективным его данным. Следует думать, что такое различие в подходе будет в ближайшее время устранено. Новая область знаний, связанная с важной и необходимой деятельностью звукорежиссеров (звукооператоров), станет самостоятельной, творческие и технические категории найдут в ней полное единство.

Все сказанное определяет общие черты предлагаемого учебного курса. Так как основная цель звукорежиссера — осуществление высококачественной звукопередачи, которая может быть достигнута только в результате синтеза творческих и технических средств, то и курс должен быть также синтетическим. В нем должны найти отражение вопросы творческого и технического характера. Рассматривая акустические характеристики различных естественных источников звука, способы создания высокохудожественных звучаний, технические средства и условия передач, в нем определяются методы управления звуковыми сигналами, которые позволили бы с учетом особенностей слухового восприятия обеспечить максимально высокое качество передаваемых звучаний.

Таким образом, целью данного учебного пособия, так же как и одноименного курса, читаемого студентам звукооператорской специализации, является такое практическое преломление их знаний в области физической, физиологической и архитектурной акустики, звукотехники и электроакустической аппаратуры, которое позволило бы им усвоить основные методы и приемы управления звуковыми сигналами и правильно использовать богатейшие и разнообразные технические средства для достижения высокого художественного и технического качества звукопередач. Этому должна способствовать лабораторно-практическая часть курса, прививающая навыки по субъективной оценке качества звучания при изменении вида сигнала и его физических параметров.

Автор выражает большую благодарность доктору технических наук М. А. Сапожкову, кандидатам технических наук Б. А. Адаменко, Я. Ш. Вахитову, Ю, М. Ишуткину, Ф. В. Семякину за советы и замечания, высказанные ими при просмотре рукописи книги.

53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство

Уровень среднего профессионального образования – углубленная подготовка.

Квалификация: Специалист звукооператорского мастерства

Срок обучения: на базе основного общего образования (9 классов) с получением среднего общего образования – 3 года 10 месяцев .

Форма обучения : очная, бюджет.

Подать заявление можно через портал pgu.mos.ru .

Описание специальности : Студенты изучают технологии записи и перезаписи звука, осуществляют работу по озвучиванию кино- и видеофильмов, записи инструментов и голоса в студии звукозаписи, приемы и техники записи звука на съемочной площадке, в павильоне и в музыкальной студии. В процессе учебы студенты осваивают полный цикл создани я различного типа звуковых продуктов, что позволяет им в дальнейшем найти профессиональное примене­ние на радио, телевидении, в кинокомпаниях, театрах, студиях звукозаписи.

Специалист звукообразовательного мастерства готовится к следующим видам деятельности:

Виды деятельности

  1. Звукооператорская технологическая деятельность (подготовка, хранение и воспроизведение программ, озвучивание музыкальных программ и концертных номеров, театрально – зрелищных мероприятий; контроль и анализ функционирования систем звуковоспроизведения и звукозаписи концертного и студийного использования, вспомогательного технического оборудования; выбор необходимого набора, размещение, монтаж, наладка и настройка звукотехнического оборудования).
  2. Музыкально-творческая деятельность (изучение музыкального произведения, включая анализ и разработку его интерпретации совместно с исполнителем или руководителем творческого коллектива; запись и создание звучащего художественного произведения).
  3. Организационно-управленческая деятельность (организация и творческое руководство процессом записи на звуконоситель музыкального произведения, монтажа фонограмм; управление средствами озвучивания студий звукозаписи, концертных залов, открытых и закрытых помещений).

Абитуриенты, поступающие на специальность «Музыкальное звукооператорское мастерство» проходят творческий конкурс.

Творческий конкурс

Абитуриенты, поступающие на специальность 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство, проходят вступительные испытания в форме творческого конкурса.

Творческий конкурс проводится в форме собеседования с преподавателями специальных дисциплин. В рамках собеседования демонстрируется и обсуждается представленное абитуриентом портфолио, включающее в себя творческие музыкальные работы поступающего. Портфолио должно включать в себя записанное абитуриентом произведение другого исполнителя. Либо озвученный отрывок видео или анимационный фильм на цифровом носителе USB. Отдельное внимание уделяется уровню подготовки абитуриента по направлению знаний и умений работы со специализированным полупрофессиональным программным обеспечением и программным обеспечением начального уровня.

Читать еще:  Мастер класс по графическому дизайну

К прослушиванию принимаются форматы аудио: Wav/AIFF, MPEG-1 Layer3 (mp3), AAC (m4a). Технические параметры аудиофайла: 44,1 kHz/48 kHz, 16/24 bit stereo. MР3 bitrate не ниже 192 kbps.

Форматы видео: MPEG-4 (контейнер mp4 кодек H.264). Разрешения: 4:3 SD (720×576), 16:9 HD (1280×720), Full HD (1920×1080).

Воспроизведение аудио или видео контента с мобильных телефонов и портативных плейеров не допускается.

Нерегламентные форматы файлов не подлежат рассмотрению.

Регламент для портфолио: музыкальный фрагмент не более 5 минут, видеофайл не более 3 минут.

Работы портфолио обязательно должны быть выполнены лично самим абитуриентом. В случае обнаружения плагиата (если чужие работы выдаются за свои полностью или частично) — абитуриент снимается с участия в творческом конкурсе и не может поступать в центр Аудиовизуальных технологий в текущем году.

Так же в рамках собеседования абитуриенты выполняют такие практические задания, как:

  1. Построение аккордов от заданного звука,
  2. Краткий анализ и пение мелодии с листа,
  3. Проверка ритмического слуха
  4. Построение мажорного и минорного лада (натуральный/ гармонический/ мелодический/ лидийский/ дорийский/ фригийский/ миксолидийский)

Общий культурный уровень абитуриента оценивается через обсуждение фильмов и музыкальных произведений для обязательного просмотра и прослушивания.

Список музыкальных произведений, обязательных к самостоятельному прослушиванию:

  1. И.С. Бах, «Токката и фуга для органа ре минор». Концерт для фортепиано с оркестром d-moll 1 часть.
  2. Г. Гендель, «Пассакалия для клавесина, соль минор».
  3. А. Вивальди, Концерты «Времена года» для скрипки, струнных и бассо континуo.
  4. Й. Гайдн, Серенада из струнного квартета, ре мажор.
  5. В.А. Моцарт, Реквием. № 2 «Dies irae», №7 «Lacrimosa». Симфония №40, соль минор.
  6. Л. Бетховен, Симфония №5, до минор. Соната для фортепиано №14, до-диез минор «Лунная».
  7. Ж. Бизе, «Кармен», опера. Увертюра, Хабанера.
  8. Ф. Шуберт, Симфония №8, си минор «Неоконченная».
  9. Ф. Шопен, Фантазия-экспромт, до-диез минор. Вальс №10, си минор. Этюды № 1, 12, ор.10. Этюд № 12 op. 25.
  10. Р. Шуман, Фортепианный цикл «Карнавал». Шопен, Пьеро и Арлекин, Флорестан, Киарина.
  11. Н. Паганини, Каприс № 24.
  12. Ф. Лист, «Грёзы любви». Рапсодия №12.
  13. Дж. Верди, Опера «Травиата», хор «Налейте полнее бокалы». Опера «Риголетто», песенка герцога «Сердце красавицы».
  14. Дж. Россини, Увертюра к опере «Севильский цирюльник». Увертюра к опере «Вильгельм Тель».
  15. А. Дворжак, Славянский танец №2.
  16. Р. Вагнер, Опера «Тристан и Изольда». Вступление. Смерть Изольды.
  17. Ф. Мендельсон, Концерт для скрипки с оркестром, ми минор.
  18. М. Глинка, Вальс-фантазия.
  19. А. Бородин, Опера «Князь Игорь». Половецкие пляски.
  20. М. Мусоргский, Фортепианный цикл «Картинки с выставки». Балет невылупившихся птенцов, Избушка на курьих ножках (Баба-Яга), Богатырские ворота.
  21. Н. Римский-Корсаков, Симфоническая сюита «Шехерезада», 1 часть.
  22. П. Чайковский, Концерт для фортепиано с оркестром № 1, си-бемоль минор, 1 часть — финал. Опера «Евгений Онегин». 2 действие, 5 картина. Сцена письма, Ария Ленского «Что день, грядущий мне готовит». Балет «Щелкунчик» заключительная сцена. «Времена года» (Июль, март, апрель, май, ноябрь)
  23. С. Рахманинов, Концерт для фортепиано с оркестром № 2, до минор. Вокализ.
  24. М. Равель, «Болеро».
  25. К. Дебюсси, Бергамасская сюита. Часть 3, «Лунный свет».
  26. Э. Григ, Музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Утро, Танец Анитры в пещере горного короля.
  27. С. Прокофьев, Балет «Ромео и Джульетта». «Джульетта-девочка», «Монтекки и Капулетти», «Танец рыцарей».
  28. А. Хачатурян, Балет «Гаянэ». Танец с саблями. Вальс к драме М.Лермонтова «Маскарад». Адажио из балета «Спартак».
  29. Г. Свиридов, «Метель», «Время, вперед!».
  30. С. Прокофьев, «Любовь к трем апельсинам». Марш, дуэт Принца и Нинетты.
  31. С. Губайдуллина, саундтрек к мультфильму «Маугли».
  32. А. Шёнберг, «Лунный Пьеро».
  33. И. Дунаевский, Увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта».
  34. Музыка к кинофильму Александр Невский. Ледовое побоище.
  35. А. Рыбников, Опера «Юнона и Авось», финальный хор «Аллилуйя любви»
  36. Д. Гершвин, Рапсодия в стиле блюз.
  37. А. Цфассман, Джазовая сюита для фортепиано с оркестром.

Список фильмов, обязательных к самостоятельному просмотру:

  1. Путевка в жизнь (1931, реж. Н.Экк, СССР), игр.
  2. Веселые ребята (1934, реж. Г.Александров, СССР), игр.
  3. Волшебник из страны Оз / Wizard of Oz, The (1939, реж.В.Флеминг, США), игр.
  4. Гражданин Кейн / Citizen Kane (1941, реж. О.Уэллс, США), игр.
  5. 8 1/2 / Otto e mezzo (1963, реж. Ф.Феллини, Италия/Франция), игр
  6. И всё-таки я верю (1974, реж. М.Ромм, СССР), хр.-док.
  7. Асса (1987, реж. С.Соловьев, СССР), игр.
  8. Три цвета: Синий / Trois Couleurs: Bleu (1993, реж. К.Кесьлёвский, Франция/Польша/Швейцария), игр.
  9. Тихий Дон. (1957, реж. С.Герасимов, СССР), игр.
  10. Покаяние (1984, реж. Т.Абуладзе, СССР), игр.
  11. Мой друг Иван Лапшин (1984, реж. А.Герман, СССР) игр.
  12. Мы из джаза (1983, реж. К.Шахназаров, СССР), игр.
  13. Убить дракона (1988, реж. М.Захаров, СССР/ФРГ), игр.
  14. Паспорт (1990, реж. Г.Данелия, СССР/Австрия/Израиль/Франция), игр.
  15. В августе 44-го (2001, реж. М.Пташук, Россия/Белоруссия), игр.
  16. Цареубийца (1991, реж. К.Шахназаров, Россия/Великобритания), игр.
  17. Великий диктатор (1940, реж. Ч.Чаплин, США), игр.
  18. Вор (1997, реж. П.Чухрай, Россия), игр.
  19. Жизнь прекрасна (1997, реж. Р,Бениньи, Италия), игр.
  20. Жизнь других (2006, реж. Ф.Х.Ф.Доннерсмарк, Германия), игр.
Читать еще:  Мастер класс по изготовлению тортов для начинающих

Вступительные испытания по специальности 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство оцениваются в сумме по 50-балльной шкале за собеседование, исполнение технических требований к портфолио абитуриента, знание фильмов и музыкальных произведений, выполнение практических заданий по музыкальным дисциплинам. Минимальное количество баллов для успешного прохождения вступительных испытаний — 41.

Музыкальное звукооператорское мастерство

Общая характеристика

1. Специальность 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 997 от 13 августа 2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство».

2. Форма освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство – очная.

3. Уровень освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство – углубленный.

4. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

– на базе основного общего – 3 года 10 месяцев,

– на базе среднего общего – 3 года 10 месяцев,

5. Основная квалификация выпускника – специалист звукооператорского мастерства.

6. Область профессиональной деятельности выпускников: озвучивание музыкальных программ в закрытых и открытых помещениях (концертных и зрительных залах, танцзалах, студиях звукозаписи, аппаратных, студий радиовещания); звуковое оформление и постановка концертных номеров, выступлений солистов, оркестров, ансамблей и других сценических действий.

Основные виды деятельности выпускника:

звукооператорская технологическая деятельность (подготовка, хранение и воспроизведение фонограмм, озвучивание музыкальных программ и концертных номеров, театрально-зрелищных мероприятий; контроль и анализ функционирования систем звуковоспроизведения и звукозаписи концертного и студийного использования, вспомогательного технического оборудования; выбор необходимого набора, размещение, монтаж, наладка и настройка звукотехнического оборудования);

музыкально-творческая деятельность (изучение музыкального произведения, включая анализ и разработку его интерпретации совместно с исполнителем или руководителем творческого коллектива; запись и создание звучащего художественного произведения);

организационно-управленческая деятельность (организация и творческое руководство процессом записи на звуконоситель музыкального произведения, монтажа фонограмм; управление средствами озвучивания студий звукозаписи, концертных залов, открытых и закрытых помещений).

Выпускник должен обладать

общими компетенциями, включающими в себя способность: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности; использовать умения и знания учебных и профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Звукооператорская технологическая деятельность: использовать в практической деятельности основы знаний в области электротехники, электронной техники, акустики, свойств слуха и звука; демонстрировать навыки записи, сведения и монтажа фонограмм; эксплуатировать звукозаписывающую, звуковоспроизводящую, усилительную аппаратуру и другое звукотехническое оборудование; обеспечивать звуковое сопровождение музыкального и зрелищного мероприятия; осуществлять контроль и анализ функционирования звукотехнического оборудования; выбирать и размещать необходимое звукотехническое оборудование для конкретного концертного зала, театра, студии звукозаписи, студии радиовещания и др.; проводить установку, наладку и испытание звукотехники; применять на практике основы знаний звукотехники и звукорежиссуры; владение культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

Музыкально-творческая деятельность: анализировать музыкальное произведение в единстве и взаимообусловленности формы и содержания, историко-стилистических и жанровых предпосылок, метроритма, тембра, гармонии; воспроизводить художественный образ в записи на основе знаний специфики музыкального языка (ладовые, метроритмические, формообразующие, гармонические, фактурные свойства музыкального языка); работать в непосредственном контакте с исполнителем над интерпретацией музыкального произведения; аранжировать музыкальные произведения с помощью компьютера, использовать компьютерную аранжировку при звукозаписи; исполнять на фортепиано различные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы.

Организационно-управленческая деятельность: применять базовые знания принципов организации труда с учетом специфики творческого коллектива; исполнять обязанности руководителя творческого коллектива, включая организацию его работы, планирование деятельности и анализ ее результатов; использовать базовые нормативно-правовые знания в деятельности специалиста в учреждениях и организациях образования и культуры; использовать различные приемы сбора и распространения информации с целью популяризации и рекламы деятельности учреждений (организация) образования и культуры; осуществлять управление процессом эксплуатации звукотехнического оборудования; разрабатывать комплекс мероприятий по организации и управлению рабочим процессом звукозаписи в условиях открытых и закрытых помещений.

Читать еще:  Кулинарный мастер класс стейк

8. Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального образования по специальности 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство, подготовлен к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования.

9. Требования к уровню подготовки выпускника по профессиональной практике

В процессе учебной и производственной практик выпускник должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения и навыки по всем видам профессиональной деятельности.

Минимум содержания основной профессиональной программы по специальности 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство

Общеобразовательный учебный цикл

Учебные дисциплины
Иностранный язык
Обществознание
Математика и информатика
Естествознание
География
Физическая культура
Основы безопасности жизнедеятельности
Русский язык
Литература

Профильные учебные дисциплины
История мировой культуры
История
Народная художественная культура
Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)

Обязательная часть учебных циклов

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
Основы философии
История
Психология общения
Иностранный язык
Физическая культура

Профессиональный учебный цикл

Общепрофессиональные дисциплины
Музыкальная литература XX века
Сольфеджио
Музыкальная информатика
Электрорадиоизмерения
Вычислительная техника
Метрология, стандартизация и сертификация
Безопасность жизнедеятельности

Профессиональные модули

Звукооператорская технологическая деятельность
Звукооператорское мастерство, создание звукового образа
Акустика, звукофикация театров и концертных залов
Электротехника, электронная техника, звукоусилительная аппаратура

Музыкально-творческая деятельность
Элементарная теория музыки
Гармония, анализ музыкальных произведений
Инструментоведение, инструментовка и аранжировка музыкальных произведений, компьютерная аранжировка
Основы игры на фортепиано, аккомпанемент

Организационно-управленческая деятельность
Экономика отрасли и основы менеджмента
Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Вступительные испытания на специальность 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство

Музыкальное звукооператорское мастерство

Область профессиональной деятельности выпускников специальности — озвучивание музыкальных программ в закрытых и открытых помещениях (концертных и зрительных залах, танцзалах, студиях звукозаписи, аппаратных, студий радиовещания); звуковое оформление и постановка концертных номеров, выступлений солистов, оркестров, ансамблей и других сценических действий.

Училищем специалист звукооператорского мастерства готовится к следующим видам деятельности:

— звукооператорская технологическая деятельность (подготовка, хранение и воспроизведение фонограмм, озвучивание музыкальных программ и концертных номеров, театрально-зрелищных мероприятий; контроль и анализ функционирования систем звуковоспроизведения и звукозаписи концертного и студийного использования, вспомогательного технического оборудования; выбор необходимого набора, размещение, монтаж, наладка и настройка звукотехнического оборудования);

— музыкально-творческая деятельность (изучение музыкального произведения, включая анализ и разработку его интерпретации совместно с исполнителем или руководителем творческого коллектива; запись и создание звучащего художественного произведения);

— организационно-управленческая деятельность (организация и творческое руководство процессом записи на звуконоситель музыкального произведения, монтажа фонограмм; управление средствами озвучивания студий звукозаписи, концертных залов, открытых и закрытых помещений).

Приемные требования на специальность
070210 «Музыкальное звукооператорское мастерство»
(углубленный уровень)

Дополнительные вступительные испытания:

Письменно:
— тестирование по физике в объеме программы средней школы, с ориентацией на применение предмета в практической работе звукооператора (раздел «Электричество» — закон Ома, электромагнитная индукция);
— тестирование по математике в объеме программы средней школы, с ориентацией на применение предмета в практической работе звукооператора (степень; преобразование рациональных выражений; решение квадратных уравнений, неравенств и систем неравенств с одной переменной, уравнений с двумя переменными);
— психологический тест нарастающей трудности на логику мышления.

Устно:
— прослушивание двух музыкальных отрывков для проведения анализа качественных характеристик фонограмм по техническим и художественным особенностям и проверки знаний музыкальной литературы (поп, рок, джаз, классика);
— тестирование слухового восприятия и быстроты реакции (аудиометрия и психометрия).

II. Сольфеджио и музыкальная грамота

Письменно:
— одноголосный диктант объемом 8–10 тактов в размерах 2/4, 3/4 и 4/4. Диктант может содержать элементы трех видов мажора, минора, несложные виды хроматизма, скачки на неустойчивые ступени, триоли, простые виды синкоп (например: В.Копелевич – «Музыкальные диктанты. Эстрада и джаз» №№ 18, 21.).

Устно:
— пение с листа одноголосной мелодии, содержащей вышеуказанные интонационные и ритмические трудности (например: М.Серебрянный «Сольфеджио на ритмоинтонационной основе современной музыки» ч.2 №№ 9, 10, Н.М. Ладухин «Одноголосное сольфеджио» № 51-64);
— слуховой анализ и интонационные упражнения в объеме программы ДМШ, включая тритоны и характерные интервалы с разрешением в тональностях до 3-х знаков, Д7, с обращениями и разрешением, VII 7;
— опрос по музыкальной грамоте предполагает проверку уровня теоретических знаний, в том числе квинтового круга тональностей, понятия энгармонизма, построения интервалов и аккордов, сведений из области музыкального синтаксиса в объеме в объеме предпрофессиональной образовательной программы, реализуемой в детских школах искусств, детских музыкальных школах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector