Npk18.ru

Обучение новым специальностям
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Народные мастера декоративно прикладного искусства

Народные мастера декоративно прикладного искусства

Народное декоративно-прикладное творчество — слож­ное и многогранное явление. Оно включает в себя самые раз­личные направления, виды, формы. Но все их объединяет со­четание практической целесообразности изделий с естествен­ной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы (69, С. 263).

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики.

Народным декоративно-прикладным искусством называют искусство, пришедшее к нам из глубины веков, из глубины поколений, искусство преимущественно коллективное, сформировавшееся в народной, крестьянской среде.

Традиции в области народных художественных промыслов и ремесел включают отобранные и отшлифованные многими поколениями мастеров наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, в орнаменте художественное отображение природной среды, флоры и фауны, на базе которых сформировалась данная орнаментальная культура и накопленные веками навыки мастерства в обработке различных природных материалов. Из поколения в поколение передавалось только то, что жизненно, прогрессивно, что нужно людям и способно к дальнейшему развитию.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально про­низана стремлением к красоте и гармонии с природной сре­дой, Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игруш­ки — все, к чему прикасались руки народных мастеров, во­площало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного, И тогда обычные бытовые предметы станови­лись произведениями искусства. Красоту их формы дополня­ли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве исполь­зовали то, что давала им сама природа — дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией ре­альность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них уда­ется в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

В современных условиях возрас­тает потребность народа в народном искусстве, в его подлин­ности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в со­временной культуре.

Народное декоративно-прикладное творчество разнообразно. Это — вышивка, керамика, художественные лаки, ковроделие, художественная обработка дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.

Художественная обработка дерева.Дерево — один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево – один из самых любимых природных материалов.

В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева. У каждого из них есть своя история и свои неповторимые особенности.

Богородские изделия изготовляются из дерева мягких пород — липы, ольхи, осины. Основными инструментами народных мастеров были топор, специальный богородский нож и набор круглых стамесок различного размера. Лезвие богородского ножа оканчивается треугольным скосом и отто­чено до остроты бритвы.

Богородская резьба. И. К. Стулов.

«Царь Додон и Звездочёт»

В течение веков сложились так называемые маховые приемы резьбы. Любое изделие режется ножом «с маху», сра­зу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительных эскизов, подготовленных в рисунке или глине.

Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки с движением. Их традиционный герой — богородский мишка — смышленый и деятельный медвежонок, выступающий в компании с человеком.

Богородская резьба. В.С. Шишкин. Игрушка «Пожарники»

Традиционным видом русского народного декоративно-прикладного твор­чества является изготовление художественно оформленных изделий из березовой коры, бересты.

Еще в древности бере­зовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которым она применя­лась для изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда. Известно, что на лесистой территории России — Воло­годской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимир­ской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сиби­ри — в Пермской, Тобольской губерниях издревле развива­лись промыслы, прославившиеся берестяными изделиями.

К ним относятся низкие широкие открытые сосуды — чекманы, кузовки, набирушки. Значительную часть представляют плетеные изделия. К ним относятся солонки, плетеная обувь — бродки, чехлы, сум­ки – заплечники. Наиболее сложные и трудоемкие предметы утвари — бураки, короба, туески.

Великий Устюг. Туесок. А.Е. Маркова

Художественная обработка камня. Специфика материала — его твердость, прочность, кра­сота и разнообразие цвета — обуславливает широкое приме­нение твердого камня в ювелирной промышленности. Это особая область художественной обработки твердого камня, которая в настоящее время получила очень широкое распро­странение. Колье, подвески, броши, браслеты, перстни, серь­ги, заколки — широк ассортимент изделий из твердых пород камня.

Мастера, работающие над созданием ювелирных укра­шений, опираются на богатейшие традиции этого искусства в России. Художники стремятся выявить естественную красоту камня, используя неграненую поверхность, при которой осо­бенно четко видны оттенки цвета, природные включения.

Кроме юве­лирных украшений из твердого камня изготовляют довольно обширный ассортимент изделий. Это небольшие декоратив­ные вазы, лотки для ювелирных изделий, настольные прибо­ры для письменных принадлежностей, миниатюрная анима­листическая скульптура.

Резьба по камню.

Л.Н. Пузанов. Ваза «Осень» Резьба по камню.

Т.Ч. Ондар. Коза с козлёнком

Резьба по кости.Кость — материал, широко использо­вавшийся еще в глубокой древности.

Художественные промыслы по обработке кости сложились в основном на Севере. Материалом для художественной обработки служили бивни слона, мамонта, клык моржа Народные мастера суме­ли выявить и использовать замечательные свойства материа­ла для художественных изделий.

Бивень мамонта имеет красивый желтоватый тон и тек­стуру в виде миниатюрной сеточки. Благодаря своей твердо­сти, внушительным размерам, красивому цвету он пригоден для создания разнообразных художественных изделий. Из него можно делать вазы, кубки, настольную декоративную скульптуру, изделия с ажурной резьбой.

Клык моржа — красивый материал бело-желтого цвета Он употреблялся для создания миниатюрной скульптуры, раз­личных изделий с ажурной и рельефной резьбой, а также для гравировки. Кроме этих основных видов кости для создания художественных изделий употребляют простую животную кость — цевку, а также рог крупного скота. Хотя после отбелива­ния и обезжиривания простая животная кость и приобретает белый цвет, но она не имеет тех свойств, красоты, цвета, твер­дости, которыми обладают клыки моржа и мамонта.

Холмогорская резьба по кости. Декоративная ваза «Весна». Моржовая кость. Ажурная резьба

Л.И. Теютина. «Забой моржей на лежбище»

Резная кость. Настольная табакерка

«На тони», 1976. А.В. Леонтьева

Художественная обработка металла имеет древние традиции. Возникновение в том или ином районе центров худо­жественной обработки металла было обусловлено рядом ис­торических, географических, экономических причин.

Русская чернь. Стопа. XVII в. Оружейная палата

Медь, филигрань, серебрение

Народная керамика.Керамика — различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту.

Скопинская керамика. Кувшин.

Последняя четверть XIX века

Гжельская керамика. В Гжели Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти всё население местных деревень.

Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарны­ми изделиями, а глины, которые они употребляли, отлича­лись высоким качеством.

В середине XVIII века гжельские мастера начали вы­пускать изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. На них изо­бражались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены.

Читать еще:  Мастер класс по айсингу

Сосуды украшались также скульптурой: условно пере­данными человеческими фигурками, птицами, животными. Скульптура выполнялась отдельно.

Керамика. А.И. Рожко.

Квасник на двух птицах Керамика. З.В. Окулова. Набор чайников

Кружевоплетение. Русские кружева ручного плетения известны в истории наших народных художественных промыслов с конца XVIII века Ручное кру­жевоплетение возникло и сформировалось сразу как народ­ный промысел, не проходя стадии домашнего ремесла. За­падноевропейское кружево стало проникать в Россию во вто­рой половине XVII — начала XVIII вв.; оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению Ранние круже­ва, относящиеся к XVIII — первой половине XIX вв., нередко выполнялись из золотых и серебряных ниток с добавлением жемчуга.

Вышивка — один из древнейших видов прикладного искусства. Это искусство возникло в незапамятные времена и пере­давалось из поколения в поколение. С течением веков посте­пенно сложился традиционный круг узоров, характер рас­цветки, выработались многочисленные приемы выполнения вышивки.

Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои узоры вышивальщицы знали наизусть, усваи­вая их и запоминая вместе с освоением самого процесса ис­полнения. Основные традиционные узоры, характерные для каждой местности, сохранились и по сей день (69, С. 263-304).

Ивановская вышивка Крестетская вышивка

Народные мастера декоративно прикладного искусства

Родилась в 1973 году.

Начала заниматься шитьём кукол с 2012 года, освоив технику «скульптурный текстиль», в основе которой лежит создание кукол из синтепона и капрона при помощи утяжек. Однако полученный результат заставил пойти дальше, и к технике утяжек добавилось валяние. Это позволило создавать кукол с более реалистичными лицами, а также портретных кукол. Помимо кукольного творчества освоила такие техники, как вязание, сухое валяние, создание цветов из фоамирана, топиариев.

На сегодняшний день работы мастера выставляются в музее кукол г. Чаплыгин. При шитье куклы обычным способом чаще всего невозможно достичь с помощью ткани эмоций, необходимых кукле. В этих случаях мастер использует краски или вышивку. Скульптурный же текстиль позволяет путем применения утяжек и каркаса добиться морщин, щечек, складочек, пухлых губок и носка «картошкой» (при необходимости, конечно).

В создании костюмов Людмила Руслановна использует технику бисероплетения, шитья, валяния, машинной вышивки. Мастер изготавливает свои работы по образцам традиционных южнорусских костюмов, в частности — Воронежской губернии.

Родилась 2 июля 1967 г. в г. Данкове.

Рано проявилась тяга к рисованию. Огромную роль в этом сыграл дедушка — данковский художник Н.А. Рассолов. Она видела, как дедушка творил за мольбертом. Возможно, это и определило её будущую профессию.

После окончания средней школы поступила в Липецкий государственный педагогический институт на художественно-графическое отделение. Будучи студенткой, писала натюрморты, автопортреты.

В 1990 г. окончила институт с красным дипломом и вернулась домой.

Работала в подростковом клубе «Верность» при средней школе № 6, в Центре детского творчества. Сейчас Татьяна Фёдоровна — руководитель кружков раннего эстетического развития: изостудии «Радуга», «Романовская игрушка» детского сада № 2 г. Данкова. Воспитанники Т.Ф. Хлебниковой — постоянные участники городских, районных и областных художественных выставок.

Татьяна Фёдоровна — талантливый художник. Она является участницей выставок местных художников в Данковской картинной галерее. Её работы отличаются своеобразием и творческой индивидуальностью. Картины Татьяны Фёдоровны — это душевные откровения человека, глубоко любящего свою малую родину, её природу.

Искренность и правдивость изображения картин природы, особый внутренний свет её полотен находит отклик со стороны почитателей таланта художницы. Работает она в технике лессировки, батика, гобелена, пишет маслом и темперой.

Т.Ф. Хлебникова занимается также изготовлением фигурок из соломки. Огромная заслуга Татьяны Фёдоровны в возрождении забытого народного промысла нашей области — «романовская игрушка». Под руководством опытного педагога кусочки глины в руках детей превращаются в удивительные игрушки-свистульки.

Родился 13 сентября 1940 г. Его работы неоднократно демонстрировались на различных выставках, находятся они и в экспозиции краеведческого музея (участник областной выставки в Доме ремёсел, дважды выставлялся в областном выставочном зале, на выставке в Нижнем парке, на фестивалях в Скопине).

Гостям художника, побывавшим в его мастерской, в глаза бросаются полки с готовыми керамическими изделиями, а это — подсвечники, куманцы, квасники, вазы. Каждая, вроде бы обыденная вещь, самобытна и неповторима. Диковинные птицы и животные словно сошли со страниц русских народных сказок. А, глядя на миниатюрные маковки церквей, круглолицых красавиц, экзотические цветы, как говорится, за живое берёт! Чтобы из куска простой серой глины создать чудо, произведение искусства, нужен не только талант, но и знания. Якушкину повезло, он закончил Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова. Это одно из лучших российских учебных заведений, которое ежегодно выпускает уникальных специалистов – резчиков по дереву и кости, керамистов, мастеров художественной росписи, скульпторов, ювелиров.

По распределению Анатолий Алексеевич был направлен в г. Рамонь Воронежской области на керамическую фабрику, отработав несколько лет, уезжает в Данков, где проживал вместе с родителями с одиннадцатилетнего возраста и впервые вылепил из глины первую поделку. Несколько лет Анатолий Алексеевич работает в художественной мастерской при отделе культуры. Вместе с коллегами-художниками они не только в нашем городе, но и районе занимаются эстетическим оформлением зданий и учреждений, выполняют иные заказы, а вот времени, да и условий для высокого ремесла у Якушкина практически не оставалось. Поэтому он согласился перейти в отдел художественной эстетики при химическом заводе. Заводчане помогли Анатолию Алексеевичу оборудовать настоящую мастерскую. Только вот готовые керамические изделия лежали в ней «мёртвым грузом», были недоступны для тех, кто мог бы оценить их по достоинству, ведь предприятие является закрытым объектом. И через несколько лет мастер решается на рискованный шаг — подаёт заявление об уходе, а свои лучшие работы представляет на областной выставке декоративно-прикладного творчества.

Керамика данковчанина заслужила очень высокую оценку жюри и посетителей выставки, что явилось огромным энергетическим зарядом для Якушкина. Сейчас Якушкин является свободным художником, работает в домашней мастерской. Летом сам заготавливает глину в заветных копанцах (так деревенские гончары в прошлом называли яму или карьер, где добывали глину). Потом эта глина ждёт часа, когда идея, рождённая фантазией художника, обретёт своё очертание в эскизе. Лишь затем он возьмёт её в руки и сядет за гончарный круг или кружало. Анатолий Алексеевич работает в технике «томлёная терракота» (неглазурованная керамика), используя старинную тонировку и пропитку.

Сын Якушкина — Александр Анатольевич пошёл по стопам отца, закончив тот же факультет известного Абрамцевского училища, сейчас живёт и работает в Скопине. Младший Якушкин — член Союза художников Российской Федерации, участник международных фестивалей и выставок декоративно-прикладного творчества. Внучка Анатолия Алексеевича продолжает творческую династию Якушкиных. Несмотря на свой возраст (она ещё школьница), девочка уже является участником выставок, на которых представляет свои работы из глины.

«Мастера народного декоративно – прикладного искусства Моркинской стороны»
материал на тему

Исследовательская работа «Мастера народного декоративно – прикладного

искусства Моркинской стороны»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Йошкар-Олы»

«Мастера народного декоративно – прикладного

искусства Моркинской стороны»

обучающиеся 3 «В» класса

Алексеева Людмила Ивановна,

Учитель начальных классов

Йошкар-Ола, 2016 г.

  1. Декоративно-прикладное творчество
  2. Основная часть
  1. Народные мастера-умельцы прошлого
  2. Нынешние мастера

Список использованной литературы

Цель исследования: изучение народного декоративно-прикладного искусства мастеров Моркинского района, создание альбома «Мастера, Моркинской стороны».

1. Собрать материал о мастерах своего района;

2. Узнать, какими видами рукоделия владели мастера;

3. Узнать, какие мастера продолжают народное ремесло;

4. Систематизировать и обобщить материал о мастерах;

5. Стремиться к сохранению культурного наследия малой родины;

6. Оформить альбом.

Читать еще:  Звукооператорское мастерство учебник

Объект исследования: декоративно – прикладное искусство жителей Моркинского района.

Предмет исследования : творческая деятельность мастеров — умельцев Моркинского района.

  • Изучение литературы по теме исследования;
  • Интервью с мастерами декоративно -прикладного искусства Моркинского района;
  • Сбор материала, фотосессия;
  • Систематизация собранного материала;

Актуальность выбранной темы: эта исследовательская работа направлена на выявление и сохранение для будущего поколения имен мастеров народного декоративно – прикладного искусства Моркинского района.

В начале работы мы решили изучить литературу на тему: «Декоративно-прикладное творчество народа мари».

Декоративно-прикладное творчество — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, отвечающий бытовым нуждам человека. Создавая вещи определенной формы и назначения, человек всегда находит им применение и старается сохранить увиденную в них привлекательность и красоту. Предметы искусства передаются по наследству, от предков к потомкам. В них прослеживается народная мудрость, уклад жизни, характер.

Декоративно-прикладное искусство является одним из самых древних. Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это с помощью материала, который находился под руками — это дерево, глина, кость и т.д. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его, но и неотъемлемая часть жизни, повседневного быта. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

Мы провели опрос жителей деревни Малый Корамас, Чавайнур, Шереганово, ВесьшургиМоркинского района. Нами было опрошено 7 жителей деревень разного возраста,а также участницы ансамбля «Муро сем».

По результатам опроса выяснилось, что в районе распространены художественная резьба по дереву и изготовление старинных музыкальных инструментов.

  1. Народные мастера-умельцы прошлого

Эчейкин Пётр Павлович –знаменитый волынщик республики. Родился и жил в деревне Шереганово. Пётр Павлович не только виртуозно играл на волынке , но и сам изготавливал её. Ни одна свадьба не проходила без его волынки и барабана.

В 2000 году ансамбль «Муро сем» под его руководством прошел отборочный конкурс в финно-угорской группе и представлял нашу республику на Международном фестивале «Шелковый путь». Посетили они Германия Франция Голландия Бельгия Финляндия . Ансамбль всегда выступал во второй части концертной программы и удивлял зрителей необычным звуком народных музыкальных инструментов и народными танцами. Никто не оставался равнодушным к культуре народа мари.

Эчейкин Вячеслав Петрович , сын Эчейкина Петра Павловича, был музыкально одаренным ребёнком. С трёх лет Слава был участником концертной программы, играл на свирели, барабане, гармонике, позже на волынке. Ездил с отцом по разным странам. Повзрослев, он продолжил дело своего отца, познавал нюансы изготовления народных инструментов.

Иванов Григорий Иванович (Васлий Иван Кыргори) родился в деревне Малый Корамас . На войну ушел добровольцем, оставив семью и двоих детей. Отличался храбростью в бою. В конце войны был взят в плен и попал в концлагерь. Все ужасы плена, голод и холод он вытерпел и выжил. Немцы посчитали его мертвым и тело выбросили в овраг за колючую проволку. Немка спасла его, спрятала и выкормила. Так Григорий Иванович остался жив.

Посчастливилось ему вернутся на родину. После войны он работал учителем в деревенской школе. Столярному делу еще до войны выучился у своего деда. Григорий Иванович резьбой украшал несложную крестьянскую мебель, предметы быта. Главное внимание уделял декору наличников, фронтону и фасаду избы. Остальные части постройки обычно резьбой не покрывал. Так он стал искусным мастером-резчиком.

Новый способ обработки древесины способствовал проявлению таланта. Доставшиеся по наследству набор инструментов он бережно использовал и доставал новые. Григорий Иванович украсил резьбой не только оконные наличники, основной наряд дома, а также карнизы, причелины, подзоры. Позже деревянной резьбой украсил крыльцо и ворота.

Изукрашенного резьбой дома в деревне ни у кого не было. Такому мастеру-резчику по дереву так и сыпались заказы. К сожалению, выполненные его руками узоры на домах не сохранились. Зато в родной деревне его инструменты до сих пор служат доброму делу.

Известный мастер по дереву Васильев Анатолий Александрович (Матран Толя) из деревни Чавайнур. Родился он в простой крестьянской семье. Его отец не вернулся с войны и ему приходилось с малых выполнять тяжелую физическую работу. Столярному делу он выучился сам. По просьбе жителей он изготавливал домашнюю утварь: маслобойку, коромысла, кадушки, бочки, без которых жители не могли обходится ни одного дня, а также сани и санки, наличники для окон, амбары.

Не оставил он в стороне и народный музыкальный инструмент — тумыр. Все в округе пользовались только его барабаном и до сих пор пользуются. Простой, скромный человек всю жизнь трудился, радовал и удивлял своих односельчан своим мастерством. После войны Анатолий Александрович построил своими руками дом, разукрасил резными узорами. Необычной красоты дом до сих пор стоит в деревне Чавайнур, привлекая взгляды приезжих гостей.

В наше время национальные музыкальные инструменты почти не используются в быту, но их можно видеть и слышать на фольклорных праздниках, фестивалях, концертах. Старейших народных мастеров — умельцев, увы, тоже с нами нет, но растет новое поколение, которое продолжает их дело.

Среди мастеров волынщиков нового поколения особое место занимает актер Марийского Национального театра драмы им.М. Шкетана, Сергей Данилов . Закончив Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина, он возвращается на сцену театра.

В 2016 молодым актерам доверили играть в новой постановке спектакля «Салика», где непременным атрибутом должна быть волынка. К этому времени мастеров-волынщиков почти не осталось. Молодому актеру пришлось встретиться со старейшим мастером Эчаном Малининым из деревни Кожлаер. Сначала мастер научил играть его на волынке, а затем своему ремеслу.

Будучи человеком пытливой натуры, Сергей досконально изучил строение старинных музыкальных инструментов и сам стал их изготавливать. Он так увлёкся, что даже создал ансамбль волынщиков из актеров труппы на базе театра. Со своим ансамблем, состоявшим из трёх Моркинских парней, Сергей ездил в Словакию, где представлял нашу республику на Всемирном Гайдовском фестивале.

В разных уголках района живут и трудятся мастера- умельцы. Любимым делом занимается мастер по дереву Степанов Олег Геннадьевич . Своим трудолюбием и упорством он достиг своей цели. Дом в центре деревни выделяется своеобразием и красотой.

Резьба по дереву считается наиболее распространенным видом народного -художественного творчества. Она и близка ему. В основном для изготовления узоров мастер использует липу, т.к она легко поддается вырезанию. Обилие лип в этом краю способствует развитию ремесла

Но также он экспериментирует с другим материалом. В доме, во дворе, в саду везде видны труды его творчества, его умелые руки.

Кроме этого он занимается плетением из лыка и лозы, которые имеют глубокие корни. По просьбе жителей окрестных деревень плетет корзины, а гостям – лапти.

Изобразительное искусство. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Знакомство с произведениями мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока.
  2. Значение знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека.
  3. Соответствие орнамента форме, материалу и назначению изделий.
  4. Различия в орнаментах разных народов России и других стран.

Эскиз — самый первый набросок будущего изделия, выполняемый по замыслу мастера.

Замысел — идея мастера по созданию какого-нибудь декоративного изделия.

Основа — первоначальный каркас будущего декоративного изделия, например, декоративной вазы или фундамент, на который крепятся остальные детали композиции.

Панно — декоративное изделие, представляющее собой настенную композицию.

Витраж – цветная стеклянная мозаика, украшающая окна.

Мочало — материал, изготовляемый из луба путём его размачивания и разделения на волокна.

Луб — материал, находящийся под корой дерева, из которого в старину делали циновки, верёвки, рогожи.

Картон — плотный материал, на котором мастер выполняет вспомогательный рисунок перед тем, как работать с основными материалами панно.

Солёное тесто — пластичный материал, который можно сделать самому из муки, воды и соли.

Читать еще:  Мастер класс по бровям

1. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под. ред. Б. М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. — ISBN 978-5-09-071788-5

2. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019.

1. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс / [Н. А. Горяева]; под ред. Б. М. Неменского. — 2-е изд., доп.– М.: Просвещение, 2017. — 163 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (дата обращения: 06.06.2019).
  2. Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva).
  3. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Изучив все уроки курса, можно самому выступить в качестве мастера и попытаться создать множество красивых декоративных вещей, которые не только оживят помещения школы и дома, но и подарят людям эстетическое удовольствие.

Можно попытаться создать декоративные панно с сюжетами русских сказок или с древними образами народного искусства: конем, птицей, древом жизни. Перед созданием изделия нужно подумать, где оно будет размещено, каким будет его размер, какой будет тема.

Когда у мастера появляется творческий замысел – идея будущего произведения, то прежде всего, ему необходимо сделать эскиз – то есть первичный набросок будущего декоративного изделия.

Эскиз панно, как правило, делается на бумаге. После выполнения эскиза делается вспомогательный рисунок, так называемый картон – в нём композиция исполняется в натуральную величину. Переносить изображение с маленького эскиза на большой формат удобнее всего по клеткам. Затем приложив лист бумаги к рисунку можно быстро сделать на нём оттиск нужной формы, вырезать её и начать украшать деталь. Детали собираются в более крупные блоки, а затем монтируются на панно.

Для украшения панно можно изготовить узелки, петельки, завитки, косички разной величины, из которых можно складывать на панно различные узоры.

Для изготовления панно могут понадобиться холст, мешковина, кусок оргалита, кожа, цветное сукно, бечёвки, клей ПВА, ножницы, бумага.

Необычные панно можно изготовить из солёного теста, которое является очень пластичным и приятным для рук материалом. Смешав муку с водой и солью, нужно вымесить тесто и лепить из него фигурки для будущего панно по заранее сделанному эскизу. После размещения всех деталей композиции на основе, их приклеивают клеем ПВА и оставляют сохнуть. А после этого раскрашивают красками. В рамке такое панно будет смотреться очень красиво.

Лоскутная аппликация или коллаж – это яркое красочное изделие из кусочков ткани, наклеенных на основу, образующих картинку. Выполнить лоскутную аппликацию очень легко. Сначала рисуется эскиз в натуральную величину будущего изделия, затем с помощью кальки с рисунка снимается копия и разрезается на фрагменты детали. Самым важным моментом в создании аппликации является удачный подбор тканей: их сочетание по цвету, фактуре, рисунку.

Подобрав нужные ткани, необходимо сделать из них выкройку всех деталей. Детали выкладываются на картонную основу, располагаются наиболее удачным образом относительно друг друга и прикалываются булавками. Чтобы приклеить детали к основе используется клей ПВА, который наносится на детали по краям. Нужно не допускать сильное промокание деталей от клея. Готовая аппликация оформляется в рамку.

Необыкновенно красивы витражи – окна из цветных стёкол, скрепленных между собой. В витражах очень красиво соединяются яркие цвета стёкол и чёрная контурная линия. Создание витражей – это великое искусство, но изготовить подобие витража с эффектом цветного свечения можно и своими руками:

1. Создайте эскиз.

2. Сделайте на картоне контурный рисунок по размеру оконного стекла.

3. Прорежьте оконца-ячейки для цветных вставок.

4. На оборотную сторону бумажного каркаса приклейте кусочки цветной плёнки.

5. Поверните работу и покрасьте картонные перемычки чёрной краской.

6. Витраж готов — его можно прикрепить к стеклу.

Витраж можно создать и сразу на стекле.

1. Прикрепите к стеклу скотчем бумажный каркас.

2. Составьте палитру из гуашевых красок нужных цветов.

3. Наносите краски тампоном из поролона тонким прозрачным слоем между переплётами каркаса.

4. Снимите картон и дайте краске просохнуть.

5. Чёрной краской наведите чёткий контур. Витраж – готов.

Необычайно красиво смотрятся в интерьере квартиры декоративные вазы. Их можно легко изготовить самостоятельно.

Возьмите стеклянную трехлитровую банку. Наденьте на банку усечённый конус из картона, хорошо прилегающий к её тулову. Конус должен как бы спрятать банку, придав ей другую форму. Возьмите верёвку и шпагат. Обмотайте вазу верёвкой или шпагатом, чтобы спрятать стекло и картон — начните с самой узкой части: закрепите верёвку по кругу и обматывайте ею форму, двигаясь к основанию. Верёвка должна ложиться на поверхность, покрытую тонким слоем клея ПВА, не оставляя просветов. Украшением для вазы могут служить приклеенные к её поверхности кусочки кожи, холста или мешковины.

Интересные игрушки можно сделать из мочала. Мочало – это материал, который делается из луба, находящегося под корой деревьев. Луб размачивается, разбирается на волокна и получается мочало.

В старину из мочала делали разные игрушки, например игрушку-конька. Перед изготовлением игрушки необходимо сначала выровнять волокна мочала и собрать волокна в аккуратные пучки-пряди. Затем нужно распределить пряди поровну: для передней части коня, для туловища с хвостом, для задних ног. Прядь волокон перетягивается шпагатом, остаток волокон делится на две пряди, каждая из которых превращается в передние ноги коня. Так постепенно связываются из остальных прядей туловище с хвостом и задние ноги коня. В конце конь украшается гривой и попоной.

Из картона и ткани можно сделать красивых декоративных кукол. Сначала кусок картона сворачивается в конус. Затем берётся карандаш, на который сверху надевается теннисный шарик с заранее сделанным в нем отверстием. Сверху шарик можно обернуть кусочком ткани телесного цвета, убрав складки с лицевой части. Получится голова. Также голову можно сделать из поролона и кусочка ткани, прикрепив её верёвкой или толстой ниткой к карандашу или палочке. Шею следует тоже обмотать полоской ткани, чтобы она выглядела аккуратной. Затем из ниток делаются волосы, разбираются по прямому пробору и прикрепляются к голове. Голова куклы вставляется в картонный конус и приклеивается. Теперь изготавливается костюм. Можно сшивать детали одежды, а можно склеивать клеем. Рукава рубахи можно украсить тесьмой, кусочками ткани, кружевами.

Вот сколько идей для воплощения дарят вам уроки курса изобразительного искусства.

Теоретический материал для углубленного изучения

Интересные декоративные панно можно создавать из солёного теста. Технология изготовления панно достаточно проста – его можно сделать своими руками.

Этапы создания панно из соленого теста «Подсолнухи».

1. Смешайте стакан муки, столовую ложку соли и полстакана воды. Вымесите тесто.

2. Из готового теста скатайте три шарика и слегка их сплющите. Это серединки будущих подсолнухов.

3. Трубочкой для коктейля сделайте круглые неглубокие углубления по всей серединке — «семечки».

4. Из равных кусочков теста сделайте пять больших лепестков, защипывая уголки. Сделайте прожилки стекой.

5. Вылепите пять маленьких лепестков. Для соединения их с большими, смочите места соединения водой.

6. Сверху наложите серединку с «семечками», смачивая водой.

7. Сделайте еще два таких же подсолнуха.

8. Вылепленные подсолнухи отправляйте в духовку на два часа.

9. Когда все остыло, раскрасьте подсолнухи и листья и покройте лаком.

10. Разместите все элементы на основе (картон, обтянутый мешковиной) и приклейте на клей.

11. Вставить в рамку.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Установление соответствий между элементами двух множеств

Установите соответствия между декоративным изделием и наиболее подходящими для него материалами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector