Npk18.ru

Обучение новым специальностям
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Культурный туризм и экскурсионная деятельность

Культурно-познавательный туризм как один из основных видов в современной туристической деятельности

Культурно-познавательный туризм- это вид туризма, включающий поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов.

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика». Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью — насыщенность поездки экскурсионной программой.

Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурно-познавательный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.

В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.

Развитие культурно-познавательного туризма связано, прежде всего, с тем, что он способству­ет созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

Основная задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их потребности в постижении нового, открытии культурно-исторических ценностей других стран. Развитие этого направления туризма играет важную роль и в решении социальных проблем.

Базой для развития культурно-познавательного туризма служат культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах, селах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных туров.

Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты, задействованные в культурно-познавательном туризме, подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные — совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, с развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Выделяется несколько уровней культурно-познавательного туризма, такие как:

— профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

— специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

— неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

— сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения.

В зависимости от основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов:

· памятники градостроительства и архитектуры,

К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны, народа; развитием общества и государства, войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

Памятники археологии — это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

К памятникам градостроительства и архитектуры относятся архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного садово-паркового искусства, природные ландшафты.

Памятниками искусства считаются произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Наконец, документальные памятники — это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино- и фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

В сферу культурно-познавательного туризма могут вовлекаться и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

· знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

· посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

Читать еще:  Курсы архитектуры и дизайна в москве

· посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

· участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.

Формы культурно-познавательного туризма:

— культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным.

-если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим.

То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Что касается географии экскурсионных туров, то ее диапазон простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется и в самой России, и в плане поездок за рубеж.

Развитие туризма представляет собой выгодную область приложения сил, направленных на развитие сознания российского общества и сближения России с цивилизованным миром, как с европейскими, азиатскими, так и с другими сообществами.

К преимуществам культурно-познавательного туризма относятся следующие факторы:

-возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

-повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата ;

-создание новых рабочих мест;

-обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории.

Кроме этого культурно-познавательный туризм обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

К основным из которых относится:

• конструктивность и патриотичность, так как интенсифицирует работ по выявлению местных региональных преимуществ и общих национальных ценностей;

• коммуникативность, так как он легко принимается чиновниками , бизнесом, сообществом и может быть основой консолидации региональных и национальных элит;

• способность обеспечить конкурентные преимущества, активизируя местный творческий потенциал;

• способность привлекать работников разной квалификации и специализации (гуманитариев и техников).

Как уже было написано выше, культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Если речь идет о посещении местности, связанной с археологией и археологическими раскопками, то такой тур является одновременно и экскурсионным, и археологическим.

Основным элементом культурно-познавательных туров является экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.) с целью приобретения новых знаний и получения новых впечатлений. Экскурсией называют коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста — экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Экскурсии в современном культурно-познавательном туризме различаются по содержанию, составу участников, месту проведения, форме проведения и способу передвижения.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходные и связанные с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Каждый из видов обладает собственной спецификой. Например, автобусные экскурсии включают в себя показ объектов при замедленном движении автобуса; показ объектов при остановке движения автобуса без выхода из него; показ объектов с выходом экскурсантов из автобуса. При этом является обязательным хотя бы один запланированный выход из автобуса для осмотра объектов.

В зависимости от места проведения экскурсии бывают городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие несколько мест). Место проведения предопределяет особенности содержания экскурсии, выбор объектов показа.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые) и тематические. В обзорных экскурсиях используется исторический и современный материал, что позволяет называть их многоплановыми. Такие экскурсии строятся на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Они дают лишь общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. В то же время в каждой обзорной экскурсии освещается несколько подтем (например, история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.).

Культурный туризм

Культурный туризм – это самая популярная разновидность туризма. Она предполагает посещение различных достопримечательностей: культурных памятников, исторических или географических мест. К этой разновидности отдыха относится посещение различных культурных мероприятий.

Посещение исторических достопримечательностей, памятников архитектуры, а также религиозных сооружений, представляющих собой культурную или историческую ценность.

Такие мероприятия привлекают, прежде всего, тех, кто интересуется историей и, в частности, историей архитектуры. Часто организуются экскурсии в замки, дворцы, соборы, мечети. Культурный отдых позволяет Вам познакомиться с особенностями других культур, например, узнать много нового о религиозной жизни Востока. Путешествуя по Европе, Вы можете научиться различать основные черты различных архитектурных стилей, таких как романский стиль, готика, ренессанс, барокко, классицизм и др. Архитектурные достопримечательности городов часто становятся их своеобразными визитными карточками. Такие функции выполняет Вестминстерский дворец в Лондоне, Эйфелева башня в Париже, Кафедральный собор в Милане, Колизей в Риме и др. Зачастую путешественники посещают ту или иную стран именно с целью культурного туризма, чтобы познакомятся с достопримечательностями, известными во всем мире.

Посещение музеев, галерей, выставок.

Эта разновидность культурного туризма связана с увлечением искусством. Очень часто такой отдых совмещается со знакомством с архитектурно-историческими достопримечательностями. Наиболее известные музеи мира – Лувр (Париж), Прадо (Мадрид), Эрмитаж (Санкт-Петербург), Галерея Уффици (Флоренция), музей Метрополитен (Нью-Йорк), Национальная галерея искусств (Вашингтон), Британский музей (Лондон), Египетский музей (Каир) и др.

Посещение различных мероприятий: концертов, праздников, фестивалей и др.

Читать еще:  Курсы профессиональной переподготовки охрана труда

Как правило, этот аспект культурного туризма относится к популярным европейским фестивалям, которые проходят в связи с праздниками (Пасха, Первомай и др. ) или в связи с некоторыми сложившимися традициями. Один из самых популярных европейских фестивалей – Октоберфест, который ежегодно проходит в Мюнхене (Германия) в конце сентября – начале октября. Октоберфест является самым большим народным гуляньем на планете, сюда приезжают не только немцы, но и люди со всего мира. Во время гуляния организуются различные аттракционы, а пиво здесь просто льется рекой.

Очень популярное мероприятие, на которое каждый стремится попасть – знаменитый бразильский карнавал, который проводится в период Великого поста, в течение 40 дней до Пасхи. Эпицентр празднества – Рио-де-Жанейро.

Посещение оперных театров, балета, различных постановок, концертов, цирковых арен также относится к культурному туризму.

Знакомство с археологическими ценностями.

Этот вид культурного туризма связан с интересом к истории и посещением мест археологических раскопок, памятников древности. Часто организуются археологические экспедиции.

Знакомство с культурой разных этносов.

Данный аспект предполагает интерес к культуре страны, изучение ее традиций, особенностей быта, одежды и др. Совершаются экскурсии в места проживания того или иного этноса, причем, как в города и деревни. Основная цель – не памятники архитектуры, а именно организация жизни населения, ее специфические особенности и традиции.

Посещение природных достопримечательностей.

Сюда относятся различные горы, реки, водопады, вулканы, пещеры, необычные ландшафты и пр.

Культурный туризм может быть самоцелью или одной из составляющих отдыха. Многие курорты предлагают сочетать пляжный отдых с посещением интересных достопримечательностей. Это касается таких стран как Турция, Египет, Испания, Италия, Греция, Индонезия, Иордания и др.

Все больше развивается культурный туризм на территории России, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах – Смоленске, Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и др. Популярное направление в этой области (не только в России, но в первую очередь, в Европе) – автобусные туры.

Подводное плаванье – одно из любимых туристических приключений во время пляжного отдыха. Для многих погружение с аквалангом становится хобби, и тогда они путешествуют по миру и исследуют тайны морских глубин.

Болгария – одна из самых подходящих стран для детского отдыха. Здесь очень хорошая экология, живописная природа.

Таиланд – солнечная восточная страна, куда каждый год приезжают тысячи туристов со всего мира, чтобы насладиться великолепным пляжным и культурным отдыхом. Кроме этого, тайские города приманивают любителей шоппинга.

Майские праздники – популярное время для путешествий в Европу. Это период, когда можно с комфортом осмотреть достопримечательности, не опасаясь ни холода, ни жары.

Природа щедро одарила Крым: здесь теплое море, ласковое солнце, великолепный ландшафт, свежие фрукты и зеленая растительность. Отдых в местных лагерях, несомненно, полезен для здоровья и дарит множество положительных эмоций.

Автобусный тур, как понятно из названия, – это путешествие на автобусе по определенному маршруту. В последние годы такие туры стали особенно популярными.

Майские праздники – это время, когда можно отправиться в путешествие, однако на него дается не слишком много дней. На курортах Средиземноморья еще прохладно, в Таиланде слишком жарко, а в Египте Вы уже были.

Оздоровительные центры Таиланда – одни из самых популярных во всем мире, и уже ради этого стоит приехать в эту замечательную страну. Здесь у Вас будет возможность познакомиться с культурой востока, позагорать на пляжах, вдоволь насладиться морем и солнцем и, конечно же, поправить здоровье и вернуть молодость.

Значение и функции экскурсии для туристской индустрии

Значение и понятие экскурсии

Основными услугами, которые предоставляются турфирмой, являются проживание и питание. Но сложно представить современное предприятие, которое в ходе предоставления турпродукта не создают возможность клиенту ознакомления с историческими и национальными особенностями населения, с природными и архитектурными памятниками места его пребывания.

Экскурсионные мероприятия формируются заблаговременно и тщательно готовятся квалифицированными специалистами.

Экскурсия — это организация процесса изучения окружающего мира, процесса ознакомления с природными характеристиками, историей, бытом, памятниками конкретной территории.

Помимо этого экскурсия позволяет расширить спектр услуг, предоставляемый турфирмой.

Слово «экскурсия» имеет латинское происхождение — «экскурсио», что значит поездка, а в России оно появилось в XIX в.

Согласно современной теории экскурсия — это методически сформированная демонстрация достопримечательностей, исторических и культурных памятников, базой для которой служит оценка расположенных перед глазами потребителей объектов, а также грамотный рассказ о его истории.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Экскурсия выполняет следующие функции:

  1. Функцию научной пропаганды;
  2. Функцию формирования интересов;
  3. Функцию информации;
  4. Функцию расширения культурного кругозора;
  5. Функцию организации культурного досуга.

Функция научной пропаганды и принципы пропаганды

Благодаря экскурсии могут распространяться политические, философские, научные, художественные и прочие взгляды, концепции и теории.

Выполнение функции научной пропаганды подразумевает четкую направленность. В основе экскурсионного мероприятия лежат принципы пропаганды, научности, идейности, связи с жизнью, доходчивости и убедительности. Они отражают сущность пропаганды, способствуют выделению важнейшего. Данные принципы рассматриваются как взаимосвязанные друг с другом.

  1. Принцип научности. Важной особенностью экскурсионной деятельности является наука. Задача экскурсии – помощь в передаче научных знаний в массе. Текст экскурсии излагается согласно данным конкретного раздела современной науки, способен оказывать воздействие на процесс формирования мировоззрения. Информационный материал и исторические данные излагаются согласно научным исследованиям, освещаются, учитываю достижения различных областей современной науки.
  2. Принцип идейности. Идея — это конкретная стратегия, согласно которой достигается поставленная цель. Идейность подразумевает принадлежность к конкретным ценностям и идеям. Данный принцип подразумевает объективность по отношению к содержанию текста при подготовке к экскурсионному мероприятию и приверженность экскурсовода.
  3. Связь теории с жизнью. Весь информационный материал экскурсии должен быть связан с современной жизнью, с развитием общественных ценностей, соответствовать культурных и хозяйственным особенностям. Также во время изложения экскурсионного текста необходимо обобщение и выводы с учетом законодательства, лежащего в основе исторических событий.
Читать еще:  Курсы профессиональной переподготовки педагогическое образование

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Четыре взаимосвязанные функции экскурсии

Функция информации. Текст экскурсия должен соответствовать разработанной теме и содержать информацию согласно определенному разделу знаний. Например, историческая наука, медицина, биология, археология, техника и технология и прочее. Главным отличием от прочих информационных средств является принцип наглядности. Это обусловлено, что практически весь доносимый до экскурсантов текст сопровождается показом.

Функция организации культурного досуга. Досуг представляет собой нерабочее время, оставшееся в распоряжении человека после окончания рабочего дня. Данное время используется согласно предпочтениям в творческой или общественной деятельности, как обучение совместно с производством, любительское занятие, общение с друзьями. Экскурсионное мероприятие выступает, как прекрасная возможность использовать данное время в познавательных целях. Экскурсия приобретает важное значение, как организация культурного отдыха там, где музейные и экскурсионные организации осуществляют свою деятельность не эпизодически, а по циклам.

Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждое экскурсионное мероприятие существенно расширяет кругозор человека. Экскурсанты получают новые информацию по истории, искусству, архитектуре, литературе, экономике. Очень часто в ходе экскурсии участникам предоставляется возможность увидеть те объекты, о которых они знали только в теории.

Функция формирования интересов человека. Главная цель экскурсии – донести определенную информацию до участников аудитории и привлечь внимание к определенной отрасли знаний. Например, литературная экскурсия может способствовать возникновению интереса к творчеству конкретного писателя. Многие экскурсанты впоследствии изучают информаию по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

1.2 Экскурсионное обслуживание: сущность и признаки. Роль экскурсионного обслуживания в культурном туризме

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики пытались осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, их содержание, эффективность, но так и не пришли к единому мнению. Слово экскурсия (от лат. экскурсио) в русский язык проникло в XIX веке, и первоначально означало «выбегание, военный набег, затем — «вылазка, поездка». Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона.

Экскурсия в современном понимании — это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого, лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же умелый рассказ о событиях, связанных с ним [72, с. 10].

Однако, только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы не правильно. Рассмотрим несколько формулировок термина «Экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет.

Первая из них выглядит так: «Экскурсия — это прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М.П. Анциферов, 1923 г.) [72, с. 11].

Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешней работе с детьми, экскурсионист Л. Баршах считал, что экскурсия — это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т.д.) со специальным руководителем (экскурсоводом) [72, с. 12]. Одно из последних по времени опубликованных определений: «Экскурсия — это особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)». Таковы мнения ученых-экскурсионистов

Рассмотрим толкование термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания трав и пр.».

Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с . 316): «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…» В Толковом словаре русского языка (под руководством Л.Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью» [72, с. 12].

В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с 770) сказано, что «экскурсия» — это коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью.

В Большой Советской Энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия — это посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.) форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста экскурсовода» [72, с. 12].

В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. С годами происходит усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся новые цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. В тоже время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками.

В некоторых словарях, например, в Кратком педагогическом словаре (1989г., с. 300-310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музеях.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, индивидуальную своеобразную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1 [72, с. 13].

Каждая экскурсия представляет собой процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector