Npk18.ru

Обучение новым специальностям
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Олимпиада по русскому 8 класс онлайн

Олимпиада по русскому языку 8 класс, задания с ответами

На этой странице представлены примеры олимпиадных заданий по русскому языку для 8 класса. Учитель может использовать предложенный комплект для того, чтобы школьники смогли справиться со всеми трудностями, с которыми им предстоит столкнуться. Задания раскрывают уровень сложности и примерное содержание заданий олимпиады по русскому языку.

Учащимся предложены тестовые и открытые вопросы, а также творческие задания олимпиады с ответами и примерами решений. Это значит, что оценить и проверить себя можно и без помощи учителя.

Олимпиада по русскому языку 8 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Тестовые задания

1. Формообразующие частицы
А) пусть, бы
Б) разве, ли
В) вон, вот
Г) даже, ни, же
Д) неужели, как раз

2. Определите разряд модальных частиц в предложении
Память оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда.
А) указательные
Б) уточняющие
В) усилительные
Г) восклицательные
Д) вопросительные

3. Частица пишется раздельно
А) Что(бы) ты предпринял в такую минуту?
В) Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французам отдана?
С) слона(то) я не приметил
D) А мы(то) обрадовались!
Е) Принеси(ка) мне дружок чаю

4. Укажите неполное предложение
А) Мне надо идти на стадион.
Б) Пустынный уголок.
В) Черёмуха расцвела в начале июня.
Г) Сегодня-лучший из всех дней.
Д) Что за прелесть эти сказки!

5. Выберите Односоставное предложение
А) Вверху, в густом вечереющем воздухе, пролетела чайка.
Б) Бесконечна возможность познавать себя.
В) Белая береза принакрылась снегом, словно серебром.
Г) Я не видел реки великолепнее Енисея.
Д) Болото затянуло туманом.

6. Определи тип односоставного предложения:
Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
А) определенно — личное
Б) неопределенно — личное
В) безличное
Г) обобщенно — личное
Д) назывное

7. Безличное предложение:
А) Вот и снег
Б) Меня знобит
В) Плеск речной волны
Г) Слезами горю не поможешь
Д) Встаю в семь часов

8. Определи тип простого предложения:
Зажгло грозою дерево
А) определенно — личное
Б) неопределенно — личное
В) безличное
Г) обобщенно — личное
Д) назывное

9. Укажите слова с производными предлогами
А) внутри палатки, насчет работы, несмотря на болезнь
Б) по тропинке, под навесом, про него
В) с подругой, через испытания, от магазина
Г) без семьи, за садом, о тебе
Д) при вокзале, у меня, до утра

10. Отметьте Служебные части речи
А) междометие, причастие, деепричастие
Б) причастие, предлоги, союзы
В) частицы, междометия, предлоги
Г) предлоги, союзы, частицы
Д) союзы, деепричастие, причастие

Открытые вопросы

Вопрос 1
Расставьте ударения в словах.
Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

Вопрос 2
Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв
в данных словах.
Скучный, жужжать, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать.

Вопрос 3
Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?
Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.

Вопрос 4
Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова:происхождение

Вопрос 5
Укажите различия в значении следующих слов.
Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.
Как называются такие слова?

Творческие задания

Задание 1
Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.
Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.

Задание 2
Об одном из пунктуационных знаков французский писатель ХIХ века Оноре де Бальзак сказал, что он является «ключом ко всякой науке». Какой это знак? Аргументируйте свой ответ.

Задание 3
В юмореске С. Альтова, написанной в жанре пародии на рассказ экскурсовода о творчестве испанского художника Эль Греко, есть фраза, которая всегда вызывает смех: «Большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко». На каком языковом явлении построено это пародийное высказывание? Прокомментируйте его с лингвистической точки зрения.

Задание 4
Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?
Копатка, люденыш, рогается, грозительный (палец), покупец, затужить(пояс)

Задание 5
Подберите исконно русские синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.
…гоизм, ижд…венец, к…л…(с,сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к,кк)орд.

Олимпиада по русскому 8 класс

Олимпиада по русскому языку 8 класс

    Олимпиада по русскому языку 8 класс с ответами.

В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.
Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:
А) [чн ];
Б) [шн];
В) возможны два варианта произношения [чн — шн].

Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.
А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;
Б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
В) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
Г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;
Д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью.

Расставьте ударения в словах:
Иконопись, облегчить, облегчим, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим.

В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?
Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.

Какова история слова палка, и имеет ли это слово отношение к глаголу палить в значении «жечь, обжигать огнём»?

Объясните, что означает выражение блудный сын? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.

Подберите к устаревшим словам современные синонимы:
Десница, виктория, ланиты, политес, ветрило, шуйца

Только одно из этих слов образовано от славянского слова око, имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.
Окно, околица, окинуть, океан, окулист.

Перед вами отрывок из стихотворения Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь». Какие изобразительно-выразительные средства языка употреблены в данном отрывке? Определите, какова их роль.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…

Перед вами фрагменты разных текстов. Внимательно прочитайте их, сравните и определите, какой художественный прием лежит в основе их построения.
1) Не морозом ретивое сердце познобило
Познобило сердце тоской-кручиной.
(Народная песня)
2) Закатилось красно солнышко
До самой до земли;
Мне не видывать милёночка
До самой до зимы.
(Частушка)

Из приведённого двустишия Б.Л.Пастернака выпишите все словосочетания.
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
А) Сделайте синтаксический разбор выписанных словосочетаний.
Б) Определите части речи в данном двустишии.

Читать еще:  Поступи онлайн выбрать вуз

Даны турецкие слова и словосочетания, а также их переводы на русский язык:
Ada – остров, adalar – острова, iki tas – две чашки, adam – человек,
otuz adam – двадцать человек, taslar – чашки.
Как будет по-турецки: двадцать островов? люди?

Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв в данных словах:
разжечь, расшатать, изжога, из шубы, без шкафа, с женой, с шумом.

Объясните значение следующих фразеологизмов:
недремлющее око
дворянское гнездо

Почему местоимения его, её, могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением свой?

Спишите и расставьте знаки препинания в стихотворении А.Н. Апухтина «К Родине».
Проведите пунктуационный анализ.
Далёко от тебя о родина святая
Уж целый год я жил в краях страны чужой
И часто о тебе грустил воспоминая
Покой и счастие минувшее с тобой
И вот в стране зимы болот снегов глубоких
Где так же одинок и я печально жил
Я сохранил в душе остаток чувств высоких
К тебе всю прежнюю любовь я сохранил
Выпишите из стихотворения однокоренные слова и формы одного и того же слова

Какие этимологические словари русского языка вы знаете? Как строится словарная статья в этимологических словарях?

Что такое топонимика? Дайте толкование термину и приведите примеры.

Ответы к заданиям олимпиады.

1.
А) Слова, где произносится [ЧН ] — античный, библиотечный.
Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.
В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная [ШН] душа.
2.
Верный ответ – Б) с семьюдесятью восемью (восьмью) тысячами четырьмястами девяноста восемью (восьмью).
3.
Иконопись, облегчить, облегчим, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим.
4.
Артиллерия, интеллект, дрожжи.
5.
Учёные считают, что между этими словами существует непосредственная связь. Дело в том, что на Руси славяне перед посевом расчищали земли от растительности, при этом сжигали деревья. Сожжённое место называли палом, а обожженные колья – палки. Позже палками, палицами стали называть любые (и необожжённые) колья.
6.
Блудный сын означает «сын, вышедший из повиновения отцу».
В Евангелии есть притча о сыне, покинувшем отца и промотавшем свою долю наследства, а затем вернувшемся с раскаянием в родной дом.
В современном языке выражение блудный сын употребляется в значении «человек беспутный, нравственно нестойкий», чаще – в значении «раскаявшийся в своих заблуждениях».
7.
Десница — правая рука, виктория — победа, ланиты — щёки, политес — этикет, вежливость, ветрило — парус, шуйца — левая рука.
8.
Это слово «окно». Оно образовано от слова «око». Буквальное его значение – глазок в стене. Сравните: дверной глазок.
«Околица» образовано от слова «около», родственного древнерусскому слову коло-круг.
Глагол «окинуть» образован от слова «кинуть» с помощью приставки О.
Слово «океан» пришло в русский язык из греческого (греч. okeanos означает «всемирное море», «море, омывающее вселенную»).
«Окулист» — глазной врач. Слово имеет латинское происхождение и восходит к слову «oculus», т. е. «глаз».
9.
Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении: Лексический и синтаксический повтор:
· повтор слова: мело, мело…
· повтор строки — рефрен (от франц.- повтор):
Многообразие повторов создаёт картину мира, где царит непогода. Но гармония света, тепла побеждает хаос.
Развернутое сравнение:
Как летом роем мошкара
летит на пламя…
Олицетворение:
Слетались хлопья со двора
К оконной раме…
Метафора:
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы…
Контекстуальные синонимы: по всей земле — во все пределы.
Ассонанс: [э] – [о] и аллитерация: [м], [л , [р].
10.
1) Антитеза, художественное отрицание.
2) Параллелизм – один из видов сравнения, возникающий из сопоставления рядом стоящих предложений, при котором психологическое состояние человека сравнивается с состоянием природы.
11.
1. Слагаются навзрыд — вид связи – примыкание, грамм. значение – глаг. и его признак, (глаг.) + (нареч.).
Слагаются случайней — вид связи – примыкание, грамм. значение – глаг. и его признак, (глаг.) + (нареч.).
Слагаются вернее — вид связи – примыкание, грамм. значение – глаг. и его признак, ( глаг.) + (нареч.).
2. И (союз) чем (часть двойного союза – чем – тем) случайней (нар.), тем (союз) вернее (нар.) слагаются (глаг.) стихи (сущ.) навзрыд (нар.).
12.
Нетрудно заметить, что в турецких словосочетаниях, как и в русских, числительное (iki — два , otuz — двадцать) предшествует существительному, также легко выделяется суффикс множ. числа – lar. Нетрудно понять, что этот суффикс не употребляется после числительного.
Поэтому ответ: otuz ada, adamlar
13.
[ж] [ш] [ж] [ш] [ш] [ж] [ш]
Разжечь, расшатать, изжога, из шубы, без шкафа, с женой, с шумом.
14.
Недремлющее око – бдительный, неусыпный надзор, наблюдение.
Дворянское гнездо – уклад жизни, где живут большой семьей, соблюдая традиции.
15.
Местоимение его (р., в.п.

Литература

Русский язык

  • Русский язык 1 класс
  • Русский язык 2 класс
  • Русский язык 3 класс
  • Русский язык 4 класс
  • Русский язык 5 класс
  • Русский язык 6 класс
  • Русский язык 7 класс
  • Русский язык 8 класс
  • Русский язык 9 класс
  • Русский язык 10 класс
  • Русский язык 11 класс
    • Диктанты 1 — 8 класс
    • 1 класс
    • 2 класс
    • 3 класс
    • 4 класс
    • 5 класс
    • 6 класс
    • 7 класс
    • 8 класс

      Школьные сочинения
      для 1 — 11 классов

    • Сочинения 1 класс
    • Сочинения 2 класс
    • Сочинения 3 класс
    • Сочинения 4 класс
    • Сочинения 5 класс
    • Сочинения 6 класс
    • Сочинения 7 класс
    • Сочинения 8 класс
    • Сочинения 9 класс
    • Сочинения 10 класс

      Олимпиада по русскому языку. 8 класс
      олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему

      Олимпиадная работа по русскому языку содержит лингвистические тесты, задачи и творческое задание. Рассчитана на 3 часа. В конце работы даны ответы.

      Скачать:

      Предварительный просмотр:

      Олимпиада по русскому языку для 8 класса (3 часа).

      1. Выпишите из предложений существительные мужского рода.

      1)В зоопарк привезли кенгуру, панду, гориллу, лису, енотовидную собаку, черепаху и двух экзотических змей. 2) После прогулки по набережной я зашел в кафе с пирожным. 3) Врач Николаева принимает с 8.00 до 15.00. 4) Токио – столица Японии. 5) В нашем салоне вы можете заказать тюль, шторы, жалюзи. 6) Для поступления в ВУЗ необходимо сдать экзамены.

      Мах – 4,5 б., за каждое верно выписанное слово – 0,5 б.

      1. Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.

      Мах – 6,5 б, за правильное соотнесение слов и ответ на поставленный вопрос – 0,5 б.

      1. Определите, каким членом предложения является инфинитив.

      1) В комнату вошла Марина с приказом спать. 2) Утром спросонок он никак не мог осознать, где находится. 3) Думаю, гражданин, вы войдете в такое положение и наймете его стричь табун. 4) Написать записку по-французски казалось ей неуместным. 5) Он договорился встретиться с братом в полдень.

      Мах – 5 б, за каждую правильно названную синтаксическую функцию – 1 б.

      1. Какие из приведенных слов состоят из пяти морфем? Прокомментируйте свой ответ.

      Превзошли, утомлён, по-английски, влюблённый, занимался, улыбнулся.

      Мах – 5 б, за каждое правильно указанное слово — 0,5 б, правильный комментарий — 1б.

      1. Выпишите неполные предложения. Объясните свой выбор.

      1)Недалеко виднелся кустарник, а дальше – худенький, ещё сквозной лесок. 2) Девушке страшно. Закрылась платочком. 3) Даша забыла, зачем пришла. 4) – Вы приехали из России? – Да, из России. 5) Рыба омуты ищет. Берлогу – медведь.

      Мах – 5 б, за каждое правильно указанное неполное предложение – 0,5 б, за правильный комментарий – 0,5 б.

      1. В каких словах неправильно выделен ударный гласный?

      КатАлог, квАртал, мальчикОвый, завИдно, мизЕрный, новорОжденный, стоОляр, щавЕль, мусоропрОвод, обеспЕчение.

      Мах – 5 б, за каждое правильно указанное и исправленное слово – 1б.

      1. Выпишите слова, имеющие переносное значение. Укажите, какой тип переноса характерен для данных значений (метафора, метонимия).

      Внимательная аудитория, интересная книга, служебный вход, блестящий успех, смешной рассказ, рассеянный взгляд, добрый человек, идет дождь.

      Мах – 5 б., за каждое правильно указанное слово – 5 б.

      1. Какой частью речи может быть выражено определение? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

      Мах – 7 б., за каждую правильно указанную речь – 0,5 б., за правильно составленное предложение – 0,5 б.

      1. Перечислите пять дней недели по порядку, не используя ни числительных, ни названий дней недели, а используя наречия. Мах – 3 б.
      1. Даны словосочетания, каждое из которых имеет определенное значение. Сгруппируйте словосочетания на основе общности этих значений. Обоснуйте свой ответ.

      Чтение книг, свист паровоза, анализ стихотворения, книга брата, чашка чаю, крик чайки, дом отца, командир дивизии.

      Мах – 6,5 б., за каждое правильно сгруппированное словосочетание – 0,5 б., за каждый правильный комментарий – 0,5 б.

      1. Вычеркните в каждом ряде лишний фразеологизм. Свой ответ аргументируйте.

      Ходить по острию ножа, гонять собак, гонять лодыря, валять дурака.

      Повесить голову, держать нос по ветру, повесить нос, как в воду опущенный.

      Оставить в дураках, валять дурака, оставить с носом, обвести вокруг пальца.

      Мах – 3 б., за каждый верно указанный фразеологизм – 0,5 б., за каждый аргумент – 0,5 б.

      1. Найдите общее значение заимствованных слов: цирк, циркуляр, циркуль.
      1. Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение.

      1)По этим улицам будут ходить новые автобусы. 2)Мальчишки продолжали гонять мяч. 3) Мы сразу стали тише и взрослей. 4) Через час он пришёл в себя.

      Мах – 6 б., за верное нахождение сказуемого – 0,5 б., за объяснение – 1 б.

      3. Творческие задания

      Составьте текст-рассуждение (10 – 12 предложений) на тему «Можно ли использовать в речи жаргонные слова?» Аргументируйте свою позицию.

      При оценке учитывается соответствие текста типу рассуждение – 2 б., объем – 2 б., количество и качество аргументов – по 1 б., мах – 7 б.

      1. Зоопарк, кенгуру, кофе, врач, Токио, салон, тюль, ВУЗ, экзамен.

      Мах – 4,5 б., за каждое верно выписанное слово – 0,5 б.

      1. Апатия – бесстрастие, филантропия — человеколюбие, актуальный – злободневный, диспут – спор, фиаско – неудача, авеню – улица. Синонимы.

      Мах – 6,5 б, за правильное соотнесение слов и ответ на поставленный вопрос – 0,5 б.

      1. 1) В комнату вошла Марина с приказом спать (несогласованное определение). 2) Утром спросонок он никак не мог осознать , где находится (часть составного глагольного сказуемого). 3) Думаю, гражданин, вы войдете в такое положение и наймете его стричь табун (обстоятельство цели). 4) Написать записку по-французски казалось ей неуместным (подлежащее). 5) Он договорился встретиться с братом в полдень (косвенное дополнение).

      Мах – 5 б, за каждую правильно названную синтаксическую функцию – 1 б.

      1. 5 морфем: превзошли, улыбнулся. 4 морфемы: утомлён, по-английски, влюблённый. 6 морфем: занимался.

      Мах – 5 б, за каждое правильно указанное слово — 0,5 б, правильный комментарий — 1б.

      1. 1)… а дальше – худенький, ещё сквозной лесок (пропущено сказуемое виднелся ). 2) Закрылась платочком (пропущено подлежащее девушка ). 3) … зачем пришла (пропущено подлежащее Даша ). 4) – Да, из России (пропущены подлежащее я и сказуемое приехал ). 5) Берлогу – медведь (пропущено сказуемое ищет ).

      Мах – 5 б, за каждое правильно указанное неполное предложение – 0,5 б, за правильный комментарий – 0,5 б.

      1. Каталог, квартал, новорожденный, столяр, мусоропровод.

      Мах – 5 б, за каждое правильно указанное и исправленное слово – 1б.

      1. Метафора – блестящий успех, рассеянный взгляд, идет дождь.

      Метонимия – внимательная аудитория, служебный вход.

      Мах – 5 б., за каждое правильно указанное слово – 5 б.

      1. Имя существительное (У неё было платье в горошек). Имя прилагательное (Её веселое лицо светилось жизнью). Имя числительное (Мы поднялись на пятый этаж). Местоимение (Каждый человек уникален). Глагол (У него была мечта подняться на вершину горы). Причастие (Он держал в руках исписанный лист бумаги). Наречие (На завтрак он любил есть яйца всмятку).

      Мах – 7 б., за каждую правильно указанную речь – 0,5 б., за правильно составленное предложение – 0,5 б.

      1. Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
      1. Чтение книг, анализ стихотворений – данные словосочетания содержат слова, называющие действие и объект, на который это действие направлено.

      Свист паровоза, крик чайки – данные словосочетания называют действие и субъект, выполняющий это действие.

      Книга брата, дом отца – данные словосочетания называют предмет и лицо, которому принадлежит этот предмет.

      Чашка чаю – данное словосочетание называет количество вещества.

      Командир дивизии – данное словосочетание называет часть целого.

      Мах – 6,5 б., за каждое правильно сгруппированное словосочетание – 0,5 б., за каждый правильный комментарий – 0,5 б.

      1. Ходить по острию ножа – находиться в опасном положении или ситуации. Остальные фразеологизмы имеют значение бездельничать.

      Держать нос по ветру – приспосабливаться к обстоятельствам. Остальные фразеологизмы имеют значение расстроиться, ходить унылым.

      Валять дурака – баловаться. Остальные фразеологизмы имеют значение обмануть.

      Мах – 3 б., за каждый верно указанный фразеологизм – 0,5 б., за каждый аргумент – 0,5 б.

      1. Цирк, циркуль, циркуляр имеют в своей основе значение «круговой», образованы от латинского слова.
      1. 1)По этим улицам будут ходить новые автобусы (простое глагольное сказуемое, выраженное сложным будущим временем). 2)Мальчишки продолжали гонять мяч (составное глагольное сказуемое, выраженное вспомогательным глаголом и инфинитивом). 3) Мы сразу стали тише и взрослей (составное именное сказуемое, выраженное глаголом связкой и именной частью). 4) Через час он пришёл в себя (простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом).

      Мах – 6 б., за верное нахождение сказуемого – 0,5 б., за объяснение – 1 б.

      При оценке учитывается соответствие текста типу рассуждение – 2 б., объем – 2 б., количество и качество аргументов – по 1 б., мах – 7 б.

      Олимпиада по русскому 8 класс онлайн

      Четыре этапа школьной олимпиады, 7-9 заданий, интересных и сложных. Вот что ожидает восьмиклассников, готовящихся проверить свои знания и умения по русскому языку.

      ОЛИМПИАДА

      РУССКИЙ ЯЗЫК

      8 КЛАСС

      1 этап

      №1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.

      №2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:

      В свете есть иное диво

      Море вздуется бурливо

      Закипит подымет вой

      Хлынет на берег пустой

      Разольется в шумном беге

      И очутятся на бреге

      В чешуе как жар горя

      Тридцать три богатыря.

      №3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.

      №4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

      Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

      №5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий. Объясните своё решение.

      №6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?

      №7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи…

      2 этап

      №1. Что общего между словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.

      №2. Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный. С какой буквой связано произношение этих слов?

      №3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а) синеватый, коричневый; б) колибри, иди.

      №4. Приведите примеры устойчивых выражений (не менее 3), содержащих слова нога или рука. Раскройте их значение и употребите в предложении.

      №5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы.

      Два дерева ходят друг к другу.

      Два дерева. Напротив дом мой.

      Деревья старые. Дом старый.

      Я молода, а то б, пожалуй,

      Чужих деревьев не жалела.

      №6. Что объединяет выделенные слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:

      На рыжих скатах тучи спят,

      Метелицы метут,

      Грома тяжелые гремят,

      Ветра разбег берут.

      №7. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?

      Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.

      3 этап

      №1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно ». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?

      №2. Расставьте ударение в словах:

      ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.

      №3. Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом является окончанием:

      ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом, лбом.

      №4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?

      Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.

      №5. Замените русскими синонимами иноязычные слова:

      вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.

      №6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

      Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

      №7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:

      1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.

      №8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

      Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

      №9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

      1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.

      4 этап

      №1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:

      «Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать т рошки и отличное дело».

      Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?

      №2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук?

      Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.

      №3. Сгруппируйте слова в 2 колонки: 1 — есть окончание, 2 — нет окончания:

      какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи.

      Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки).

      №4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

      птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.

      №5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы:

      …гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.

      №6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

      Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.

      №7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.

      №8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

      Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

      №9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

      1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector