Npk18.ru

Обучение новым специальностям
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто вы на рынке онлайн образования

Рынок онлайн-образования активно растет

Объем рынка онлайн-образования (EdTech) в России растет на 20–25% в год и по итогам 2020 года может достичь 60 млрд руб., говорится в исследовании «Интерфакс Академии». Сегмент обладает большим потенциалом, но все еще находится на начальной степени развития, отмечают эксперты. В числе его проблем они называют снижение активности венчурных фондов и инвесторов.

Российский рынок онлайн-образования по итогам 2019 года достиг 45–50 млрд руб., а в 2020 году составит 55–60 млрд руб., рост составляет 20–25% в год, говорится в отчете «Интерфакс Академии» (есть у “Ъ”). При этом объем мирового рынка онлайн-образования составляет $74 млрд (около 4,8 трлн руб.) по итогам 2019 года, Россия, таким образом, занимает в его структуре лишь около 1%, указывается в исследовании.

Среди платформ, обучающих профессиям в цифровой среде, лидирует Skillbox, чья доля в сегменте оценивается примерно в 6,5%, а выручка по итогам 2019 года — в 1 млрд руб., что почти вдвое больше, чем в 2018-м. 5,3% сегмента занимает GeekBrains, которая, по данным отчета, в 2019 году удвоила выручку до 900 млн руб. Более половины в обеих площадках контролирует Mail.ru Group.

Такую же долю рынка, как и GeekBrains, занимает «Нетология-групп», которая входит в IT-холдинг TalentTech (один из активов инвестиционной компании «Севергрупп» Алексея Мордашова). «Нетология-групп» в ближайшие годы планирует нарастить долю на рынке онлайн-образования до 10%, заявил “Ъ” ее сооснователь и гендиректор Максим Спиридонов, добавив, что компания собирается наращивать присутствие в «наиболее перспективных сегментах»: дополнительном среднем образовании, языковом и корпоративном обучении, а также на рынке дополнительного образования для взрослых.

Депутаты намерены ввести лицензии для интернет-коучей

На рынке языкового обучения, по данным «Интерфакс Академии», лидирует онлайн-школа Skyeng, занимая 19–21% сегмента с выручкой 1,5 млрд руб. в 2019 году против 1,1 млрд руб. в 2018 году. Доли других онлайн-школ значительно меньше: Lingualeo и PuzzleEnglish занимают около 4,3–5% и 3% соответственно. В Skyeng заявили, что оценивают свою долю на рынке онлайн-образования в 20–30%. Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский считает самым перспективным сегментом рынок изучения английского языка, оценивая его потенциальный размер примерно в $1 млрд. При этом если в иностранных языках и профессиональном образовании сегмент EdTech растет в разы, то в школьном образовании — лишь на «десятки процентов», отмечает он. В целом рынок хоть и обладает большим потенциалом, но «все еще не сформировался в самостоятельную отрасль и находится на начальной степени развития», резюмирует господин Ларьяновский.

Рынок EdTech-продуктов в России растет динамично, но пока его сложно считать большим и устоявшимся, соглашается директор технологической практики в риск-консалтинге KPMG в России и СНГ Сергей Вихарев. По его словам, в применении платформ онлайн-образования «достаточно активны» классические вузы, а корпоративные университеты, «для которых задача привлечения слушателей не так актуальна, проявляют больший интерес к новым технологиям обучения, например, с помощью шлемов виртуальной реальности». В частности, в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» запланирована разработка учебных симуляторов, тренажеров и виртуальных лабораторий для обучения по программам «Математика», «Информатика» и «Технология», а также на базе вузов будет сформирована сеть из центров цифровой трансформации университетов и создан бесплатный онлайн-сервис для освоения цифровой грамотности, говорит директор по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Сергей Пилипенко.

В последние годы деятельность венчурных фондов и инвесторов в России сокращается, и EdTech, как и другим нишам, приходится рассчитывать во многом на себя, поясняет господин Спиридонов, поэтому «приходится с большой оглядкой делать дорогие R&D-эксперименты и долгосрочные инвестиции в продукт». Эпоха венчурных инвестиций в EdTech только начинается, возражает заместитель гендиректора—инвестиционный директор Российской венчурной компании (РВК) Алексей Басов, напоминая, что совместно с Минэкономики РВК создала венчурный фонд для поддержки перспективных образовательных технологий.

Мифы и реальность рынка онлайн-образования

Анастасия Карпова, руководитель онлайн-университета EdMarket — о том, чем живет рынок онлайн-образования.

Мне захотелось начать этот разговор потому, что каждый день в сети я сталкиваются с рассуждениями, что нет ничего проще, чем запустить собственную онлайн-школу. Что, войдя на рынок российского онлайн-образования, вы сможете путешествовать 9 месяцев в году, забудете про нудную офисную работу и начнете жить без бед и тревог.

Давайте разберемся, почему эта радужная картина далека от реальности.

Миф 1. Бизнес под пальмой

Многие представляют, что, запустив свою онлайн-школу, смогут путешествовать, работать из любой точки мира, проводя не более 2–3 рабочих часов за ноутбука. Конечно, приятная картинка: вы заканчиваете рабочие дела, рядом плещется море, скоро вы отправитесь на экскурсию, а пока вы отдыхаете, на ваши курсы будут сыпаться все новые и новые заявки — только успевай обрабатывать.

В действительности все происходит не так. Начать с того, что вы вряд ли сумеете настроить бизнес-процессы так, чтобы работать удаленно, если только вы не руководитель удаленной команды сотрудников. А кроме того, образовательный стартап будет требовать куда больше времени, чем 2–3 часа. Вам придется решать рабочие вопросы не меньше 8–9 часов в день, а в начале пути вряд ли получится работать меньше 10–12 часов. Вы захотите проводить это время под пальмой, где вряд ли есть хороший wi-fi? Или дома/в коворкинге, где все приспособлено для удобной работы.

Миф 2. Минимальные затраты

Это не совсем так. Вы, возможно, сэкономите, отказавшись от аренды офиса, но другие затраты никуда от вас не уйдут. Вам придется тратиться на зарплаты сотрудников, гонорары преподавателей (за проведение вебинаров, создание уроков — по факту, это аналог затрат на производство).

Миф 3. Прибыльность с первого дня

Хочется, конечно, запустить онлайн-курс и, набрав первую же группу, выйти в плюс. Но такое бывает редко. Гораздо реалистичнее, что ваше движение будет напоминать график справа.

Читать еще:  Олимпиада по английскому языку онлайн бесплатно

На старте приходится проверять гипотезы, дорабатывать продукт (если вы выпустили на рынок MVP — минимально жизнеспособный продукт), проводить анализ целевой аудитории, чтобы уточнить запрос.

Поэтому, запуская онлайн-курс, лучше иметь финансовую «подушку безопасности» на запуск и продвижение вашей онлайн-школы.

Миф 4. Обучать может каждый

Каждый из нас в чем-то эксперт. Так почему бы не начать делиться своими знаниями и получать от этого прибыль?

Рассуждая таким образом, многие задумываются над созданием своей онлайн-школы. Но давайте остановимся на двух вопросах. Во-первых, не факт, что ваши знания так редки, что люди готовы за них платить. В сети много бесплатного контента, да и конкуренция среди образовательных проектов высока.

Во-вторых, без специалиста, который умеет выстраивать образовательные технологии, продумывать программу, заниматься педагогическим дизайном, вы вряд ли сможете создать ценный продукт. Чтобы проектировать качественные онлайн-курсы, вам придется либо найти такого специалиста, либо самому им стать.

Ключевое в онлайн-образовании — трансформация слушателя, переход его из точки «А» в точку «Б», когда он может заявить: «Раньше я поступал так, а теперь научился делать иначе, более эффективно». Как спроектировать курс, чтобы человек получал навыки? Вам необходимо ответить на этот вопрос, чтобы создать качественное онлайн-образование.

Миф 5. Я запущу онлайн-курс, и будет моя онлайн-школа успешно работать и приносить доход

Что предполагает эта точка зрения? Что, запустив единственный онлайн-курс, я буду легко набирать слушателей на каждый поток и жить припеваючи.

Как происходит на самом деле? Вы, возможно, наберете слушателей на первый поток курса, но уже второй набор дастся тяжелее. Третий — еще тяжелее. Уже все заинтересованные из вашего окружения уже прошли онлайн-курс, а постоянно привлекать новых слушателей через рекламу — очень дорогое удовольствие.

Поэтому чем дольше вы сможете удерживать клиентов, тем лучше. Для этого понадобится продуманная линейка курсов, запуск образовательных проектов для разных целевых аудиторий и разных задач.

Миф 6. Сделаю лендинг, немного вложусь в рекламу, и будет мне счастье

К сожалению, привлечение клиентов — процесс дорогой и нелинейный. В среднем решение о покупке потенциальный слушатель онлайн-курса может принимать 1–6 месяцев. И все это время вы будете присылать ему полезный контент — приглашать на бесплатные вебинары, дарить авторские материалы. Просто затем, чтобы он не забыл о вашем существовании.

Успешная онлайн-школа имеет подписную базу, которую постоянно прогревает полезными материалами. И набирается эта база не за день и не за два.

Миф 7. Найму маркетолога, и все будет хорошо

На самом деле продвижение и позиционирование вашего образовательного продукта вряд ли получится доверить целиком и полностью маркетологу. Вам как руководителю образовательного проекта придется разобраться в интернет-маркетинге, чтобы ответить на вопросы:

  • кто ваша целевая аудитория? какие у нее потребности?
  • какую ценность несет ваш продукт?
  • какое ваше уникальное торговое предложение (УТП)? То есть что отличает ваш курс от многих других?

А как на самом деле?

На самом деле алгоритм запуска онлайн-школы выглядит примерно так:

  1. Выбор ниши и оценка емкости рынка.
  2. Определение целевой аудитории и ее исследование (customer development).
  3. Анализ конкурентов.
  4. Формулирование «проблемы-решения-УТП».
  5. Разработка линейки продуктов.
  6. Запуск MVP (минимально жизнеспособного продукта)
  7. Составление бизнес-модели.
  8. Расчет финансового плана.
  9. Сбор команды.
  10. Выбор программного обеспечения.

Если вы начинаете ваш образовательный проект с нуля, на путь от идеи до старта первого курса у вас уйдет не меньше 4–5 месяцев.

Не стоит убеждать себя, что онлайн-образование — это «возможность зарабатывать, не напрягаясь». Правда в том, что на создание и продвижение онлайн-школы потребуются ресурсы: финансовые, человеческие, эмоциональные. Но правда и в том, что российский рынок онлайн-образования — это интересная растущая ниша, которая ждет людей, мечтающих создавать качественные курсы и менять мир к лучшему. И для таких работа на этом рынке станет удовольствием и возможностью найти себя.

На рынке онлайн-образования вы также сможете собрать команду классных специалистов, каждый из которых хочет приносить пользу, делать что-то значимое. А с такой мотивацией люди готовы горы свернуть.

Как выбрать профессию в сфере онлайн-образования?

Чеклист для тех, кто до сих пор не знает, кем хочет стать, когда вырастет.

Времена, когда профессию надо было выбрать в детстве, раз и на всю жизнь, причем из определенного списка (если не хочешь быть врачом-инженером-учителем, то будешь дворником), прошли. Сегодня возраст не помеха для того, чтобы сменить профессию и попробовать себя в новой сфере. Специалисты в 30+, 40+ и старше запускают свои проекты, кардинально меняют жизнь, осваивают новые профессии и сферы. Онлайн-образование стало тем направлением, которое привлекает людей, мечтающих изменить жизнь к лучшему.

Почему многие хотят работать в сфере онлайн-образования?

  • Онлайн-образование — это молодой развивающийся рынок

Работая здесь, вы развиваетесь в творческой сфере, осваиваете новые подходы и инструменты, общаетесь с интересными, креативно мыслящими людьми.

  • Большинство сотрудников онлайн-школ работают удаленно из любой точки мира

А значит можно забыть об офисе и многочасовых стояниях в пробках по пути на работу и обратно.

  • Работа на рынке онлайн-образования — это работа для фанатов идеи « обучения длиною в жизнь »

Рынок развивается и совершенствуется быстро, и люди, которые приходят работать сюда, обожают учиться, узнавать новое и экспериментировать. Здесь вам не грозит жизнь в стиле «дня сурка», когда вы выполняете только рутинные задачи и каждый день похож на предыдущий.

  • Работая в онлайн-образовании, вы делаете мир лучше

Вы создаете качественные онлайн-курсы, помогаете людям учиться и достигать целей, способствуете тому, что в мире становится больше грамотных специалистов и просто счастливых людей.

Читать еще:  Онлайн курсы официантов

Итак, если вы хотите работать в сфере онлайн-образования, но не можете определиться с профессией, наш чеклист вам в помощь.

Как выбрать профессию в онлайн-образовании?

Шаг 1. Пропишите долгосрочные цели

Искать новую профессию по принципу «а где больше платят?» можно, но подход это не самый удачный. Наиболее успешным (а значит и высокооплачиваемым) специалистом вы будете, работая в сфере, которая вас «зажигает» и в которой вам интересно развиваться.

Поэтому первое, что стоит сделать, выбирая профессию, сформулировать собственные цели. Потратьте некоторое время и честно ответьте себе на вопросы: «Кем я вижу себя через 5 лет?», «Чего я хочу добиться в жизни?»

Например, если ваша цель — открыть собственный бизнес, вы можете стартовать сразу и научиться руководить онлайн-школой , а можете выбрать путь продюсера онлайн-курсов, чтобы сначала изучить рынок онлайн-образования и научиться управлять проектами, прежде чем затевать свой.

Интересуетесь современными технологиями обучения и хотите делиться знаниями? Хотите видеть себя через 5 лет создателем одного из самых популярных онлайн-курсов, на котором учатся тысячи слушателей со всего мира? Тогда уже сегодня стоит задуматься о профессии методиста .

Шаг 2. Оцените свои сильные и слабые стороны

В чем вы сильны, а какие задачи удаются вам не слишком? Ответьте себе на этот вопрос. Можно даже составить таблицу, чтобы наглядно представить свои сильные и слабые стороны.

Затем посмотрите, каких сильных качеств потребует та или иная профессия. Например, продюсер онлайн-школы , как правило, инициативен, умеет организовывать работу команды, а его «суперсила» — коммуникабельность. Методист умеет системно мыслить, превращать хаос в порядок и раскладывать все по полочкам. Технический администратор онлайн-школы с удовольствием работает с современными технологиями и инструментами.

Шаг 3. Оцените свой опыт

Посмотрите на свой предыдущий опыт с точки зрения возможностей для нового старта. Например, если вы хотите стать продюсером онлайн-курсов, какой ваш предыдущий опыт будет вам в плюс? Возможно, вы:

  • управляли командой специалистов (любого масштаба)
  • занимали руководящую должность
  • создавали собственные проекты в том или другом направлении.

Если вы думаете о работе методиста , вашим преимуществом станет опыт преподавания (в школе, в вузе или любом другом учреждении), опыт прохождения онлайн-курсов (вы уже знаете, как они устроены изнутри и можете создавать свои проекты).

Даже опыт удаленной работы будет вам на руку: вы как сотрудник умеете организовать себя и работать на результат.

Шаг 4. Научитесь работать с документами Google Doc

И другими программами, которые используют для организации удаленной работы. Найдите время, чтобы научиться открывать доступ по ссылке, создавать папки для хранения файлов и т.д.

Профессию выбрали. Что делать дальше?

На этом этапе вы уже понимаете, какая профессия сферы онлайн-образования вам подходит. Что делать дальше и как пройти путь от первой мысли о смене профессии до заветного предложения работы в новой сфере?

Вот несколько советов.

  • Посмотрите на требования к специалистам выбранной профессии

Изучите вакансии на специализированных сайтах и посмотрите, какие требования предъявляют работодатели к тем или иным сотрудникам.

Составьте список, каких навыков и компетенций вам пока не хватает.

  • « Доберите » навыки, которые вам не хватает

Сделать это можно с помощью открытых источников, но, скорее всего, вы потратите слишком много времени на поиск и изучение корректной информации.

Куда проще найти подходящий онлайн-курс, чтобы освоить нужные навыки в сжатые сроки. Например, в EdMarket вы можете пройти обучение следующим профессиям:

Стажировка — это отличная возможность закрепить знания на практике, убедиться в своих силах и получить проект в портфолио. Не пренебрегайте ею. Но и не увлекайтесь. Не берите без оплаты больше 1-2 проектов — хорошая работа должна оплачиваться.

Надеемся, наши советы помогут вам решиться на новый старт и попробовать свои силы в новой, но очень интересной сфере.

Обзор рынка онлайн-образования

1. ВВЕДЕНИЕ

Дистанционное образование (онлайн-образование) – широкий спектр образовательных программ или курсов, проводящихся без непосредственного физического присутствия обучающегося в месте проведения занятий. Обычно для этого используются различное программное обеспечение (например, Skype) или специальные онлайн-сервисы. Проводить обучение могут как аккредитованные организации с выдачей дипломов и аттестатов по завершении обучения, так и неаккредитованные структуры.

Несмотря на относительную молодость онлайн-обучения, оно имеет сложную структуру, которая включает в себя различные направления в сегментах b2c и b2b.

Преимуществ у данного вида обучения много. Для игроков рынка – это возможность привлечь фактически неограниченное количество учащихся, а, следовательно, значительно повысить доходность.

Для потребителей это:

доступ к обучающим программам зарубежных учебных организаций из дома

возможность обучения в любое удобное время (записи лекций, курсов)

более доступная стоимость обучения по сравнению с заочной формой

Первые площадки, предоставляющие услуги онлайн-образования появились еще в 90-е годы, однако по ряду причин популярностью они не пользовались. Бурный рост данного направления начался в 2012 году, когда на рынок вышли сразу несколько крупных игроков, являющихся сегодня основой всего направления.

Благодаря развитию информационных технологий, развитию широкополосного доступа к интернету и его проникновению, рынок дистанционного обучения сегодня растет существенными темпами.

2. АНАЛИЗ РЫНКА

Периодическую оценку мирового рынка онлайн-образования проводит аналитическая компания J’son&Partners. Отчет о результатах исследования, проведенного в 2016 году посвящен теме массовых онлайн-курсов для частных лиц; корпоративное обучение в отчете не рассматривается. В объекте исследования выделены также два основных сегмента: курсы по расписанию, доступ к которым возможен только в установленное время (непосредственно онлайн-обучение) и курсы без расписания (записи лекций).

Главный продукт образовательных платформ – это контент. На сегодняшний день существует несколько способов его производства:

показ готового контента (агрегаторы)

адаптация контента (перевод, консолидация)

использование пользовательского контента (функции сервиса для трансляции)

Читать еще:  Маникюр лены лениной официальный сайт запись онлайн

В плане создания контента основной тенденцией является смещение спроса от услуг площадок-агрегаторов в сторону уникального качественного контента.

Вариантов монетизации онлайн-обучения довольно много:

продажа программы из набора курсов (средний чек – 200-500 долларов)

продажа отдельного ролика (средний чек – до 10 долларов)

продажа курса (средний чек – до 100 долларов)

продажа подписки на фиксированный период (средний чек – 20-25 долларов в месяц)

продажа сертификатов при бесплатном прохождении курсов (средний чек – 50-80 долларов)

продажа дополнительных услуг: проверка заданий и обратная связь, консультации (средний чек – 100-300 долларов)

продажа данных посетителей рекламодателям для таргетированной рекламы

платное предоставление аналитики и подбор необходимых исследований в загруженном контенте

продажа дополнительных сервисов: дискуссионные площадки, облачные хранилища для контента и прочие

выполнение функций обучающей, рекрутинговой или PR-площадки

По мнению экспертов, наиболее перспективными являются гибридные модели, сочетающие инструменты онлайн и офлайн-обучения.

К основным трендам развития мирового рынка онлайн-образования можно отнести:

рост популярности микрокурсов с длительностью одного ролика в 1-3 минуты

Геймификация – представление обучающей программы в виде игры, что позволяет удерживать внимание пользователя

использование технологий дополненной и виртуальной реальности

активное развитие b2b-рынка

рост популярности обучения прикладным навыкам; очень высока популярность этого направления в России

Зарабатывай онлайн на проведении игр!

Интеллектуальный онлайн-бизнес на трансформационных играх, который не требует сотрудников и помещения. Минимальные вложения. Онлайн-обучение «под ключ» за два дня.

Вообще, цифровое образование – один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования. Темпы ежегодного прироста составляют в среднем 23% с 2012 года и по сегодняшний день. Однако, в общем объеме образовательных услуг оно все еще занимает очень небольшую долю – менее 3%.

Общий объем инвестиций в образовательные проекты во всем мире в 2015-2016 гг. составил 5,5 млрд долларов. При этом, 50% всего рынка принадлежит США, однако, рост азиатских рынков выражается сотнями процентов.

Наиболее востребованным остается онлайн-изучение иностранных языков, в том числе за счет прямого общения с носителями языка. Популярны также онлайн-репетиторы, подготовка к офлайн-тестам, а также корпоративное обучение. В сегменте последнего популярность набирает так называемое «long-life learning», или обучение в течение жизни, то есть непрерывный процесс обучения персонала в соответствии с изменяющейся внешней средой, новыми задачами и так далее.

Готовые идеи для вашего бизнеса

По оценкам экспертов, рынок онлайн-обучения в России показывает ежегодные темпы прироста на уровне 25%. При этом, объем российского рынка составляет в 2016 году только 10,5 млрд рублей, в то время как объем мирового рынка оценивается в 107 млрд долларов. Также, как утверждают эксперты, к услугам онлайн-обучения хотя бы раз прибегали 7,2 млн россиян. К основным проблемам рынка специалисты относят достаточно низкий уровень доходности.

Из-за больших расстояний между образовательными центрами в России, дистанционное онлайн-обучение становится все более популярным. Позитивным фактором развития этого направления является также и рост проникновения доступа к широкополосному интернету в России – в 2016 году оно составило 73,41% от общего количества населения. Эти факторы оказали влияние на ряд российских ВУЗов (МГУ, СПбГУ, МФТИ и других), которые, объединившись, создали электронную площадку онлайн-обучения «Открытое образование», которая должна была составить конкуренцию крупным международным проектам.

Большим сегментом рынка является рынок корпоративного обучения – работодателю (в первую очередь это касается крупных компаний, имеющих широкую филиальную сеть) в большинстве случаев проще обучить сотрудника дистанционно.

На развитие онлайн-обучения в России оказывает влияние поддержка Агентства стратегических инициатив (АСИ). Один из инструментов АСИ для работы в этом направлении – Фонд поддержки интернет-инициатив.

По словам директора направления «Молодые профессионалы» АСИ, в последнее время Фонд оказывает поддержку не только социально значимым проектам, не имеющих существенных коммерческих перспектив, но и полностью коммерческим проектам, имеющим большой потенциал капитализации. По его мнению, в ближайшем будущем онлайн-образование станет крайне востребованным.

Сегодняшний рынок онлайн-обучения – это не только лекции и учебники, доступные студентам для изучения. Ведущие мировые ВУЗы разрабатывают программы, включающие также практические занятия, оценку учащихся, а также программы, требующие взаимодействия учащихся между собой, даже если они живут на расстоянии тысяч километров друг от друга.

В мире набирает популярность бизнес-модель образовательных организаций, когда организация получает деньги не только с учащихся, но и с их потенциальных работодателей, которым она предоставляет данные об успеваемости и когнитивных возможностях каждого из учеников. По сути, в этом случае образовательная организация частично выполняет функции биржи труда. Под когнитивным стилем понимается не только традиционная оценка успеваемости ученика, но и совокупность его поведения в течение всего обучения: статистика по соблюдению сроков выполнения заданий, участие в командной работе и прочие.

Противники онлайн-обучения утверждают, что такая форма не дает возможности получить обратную связь от преподавателя (при большом количестве учащихся). Однако, следует принимать во внимание, что большинство совершаемых ошибок при выполнении заданий – стандартны. Таким образом, преподаватель может написать стандартные замечания к эти типовым ошибкам, а рассылаться студентам они будут автоматически и индивидуально.

В некоторых случаях выполненные задания не могут быть выполнены в качестве теста и, соответственно, быть проверены автоматически. Это касается творческих заданий – сочинений и эссе. В этом случае предполагается проверка работы не преподавателем, а другим студентом, что является революцией в области обучения. Суть данной методики состоит в том, что, если студент получил низкую оценку от другого студента, он имеет право дать отзыв на полученную оценку и предъявить претензии. Таким образом, по каждому студенту можно составить рейтинг не только по полученным оценкам, но и по тому, насколько грамотно и аргументированно он может отстоять свою точку зрения. Во многом такая оценка также осуществляется автоматически.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector