Виды современной дизайнерской деятельности
Виды современной дизайнерской деятельности
С первых же шагов становления дизайна как профессии он претендовал на самый широкий спектр объектов проектирования. «От софы до среды города», — очерчивали круг своей профессиональной деятельности дизайнеры в начале ХХ столетия, «от иголки до самолета» — заявляли они в 60-х гг.
Сегодня вообще трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой не трудился бы дизайнер. Возникнув в профессиональной среде архитекторов и художников, дизайн в процессе развития не только превратился в самостоятельный вид проектно-художественной деятельности, но и сам стал активно влиять на художественное и архитектурное формообразование, все более и более расширяя свои профессиональные сферы. Для нас сегодня уже стали привычными не так давно появившиеся понятия, как дизайн одежды и прически, графический и ландшафтный дизайн, фото- и фитодизайн. Число дизайнерских направлений и специализаций продолжает расти.[6]
Изначально классификационным признаком, по которому проводилось деление дизайнерской деятельности, были материалы, с которыми работал дизайнер. Каждый из этих материалов имел свою специфику, требовал особых знаний в области конструирования и технологии производства. В первых школах дизайна 20-х гг. — Баухаузе, ВХУТЕМАСе деление студентов велось по следующим направлениям: столярное дело, гончарное ремесло, металлообработка, ткачество, графика (полиграфия). Позднее этот перечень специализаций был расширен: появились «Эмали», «Дизайн одежды», «Интерьеры», и совсем недавно — «Дизайн архитектурной среды», а также основанными на современных компьютерных технологиях web-дизайн, телевизионный дизайн и пр.
Эти специализации составляют основные направления деятельности современного дизайнера. По этим направлениям создаются творческие и профессиональные союзы дизайнеров и определяют номинации выставок и конкурсов дизайнеров. Кроме индустриального дизайна, это дизайн архитектурной среды, дизайн одежды и аксессуары, текстиль, графический дизайн, арт-дизайн. Как отдельная номинация рассматривается дизайн-теория и дизайн-образование. В кратком курсе Томаса Хауффе «Дизайн» популярного немецкого издательства «Дюмонт» перечисляется около 30 видов дизайнерской деятельности, включая автомобильный, компьютерный, предметный, имиджевый, дизайн коммуникаций, аппаратуры, продуктов питания, фильма, дизайн звука, альтернативный и даже антидизайн.
Индустриальный дизайн
Индустриальный дизайн представляет основную группу в сфере приложения труда дизайнера, отсюда берет начало дизайн как «промышленное искусство».
Орудия труда и механизмы
Первостепенное место в деятельности индустриального дизайнера занимают орудия труда и механизмы. Сюда же можно отнести продукцию станко- и машиностроения, средства транспорта и оружие, т.е. все то, что относится к изделиям так называемой категории «А».
Она является определяющей в экономическом развитии страны в целом, поэтому здесь сосредотачиваются основные научные исследования, экспериментальные разработки, внедрение самых новейших материалов и технологий. Все это накладывает особую ответственность на работу дизайнера. Ему приходится здесь создавать принципиально новые изделия в соответствии с постоянно меняющимися требованиями производства. Экономичность их решений, удобство и безопасность эксплуатации таких изделий, привлекательный внешний вид — вот далеко не полный круг вопросов, на которые дизайнер также должен дать ответ.
Предметы быта
Самую распространенную на сегодня область дизайнерской деятельности составляют предметы быта — так называемые товары массового потребления. Среди них посуда, бытовые приборы, ауди- и видеоаппаратура, электроагрегаты и механизмы, мебель и другие окружающие нас в повседневности вещи. Изменчивость моды, а вместе с ней и конъюнктура рынка, постоянный рост требований к уровню комфорта обусловливают непрерывную работу дизайнера над формой таких изделий, ее постоянную модификацию и адаптацию к меняющимся условиям.
Мебель
Излюбленным объектом творчества дизайнеров является мебель. Лишь немногие из мастеров дизайна устояли перед соблазном создать свой собственный стул или кресло. Мебель является своеобразной квинтэссенцией (основой) дизайна, где в полной мере проявляется целый комплекс вопросов эргономики, конструктивных решений, технологии производства, взаимосвязи материалов и формы, влияния современной моды. По формам мебели можно изучать истерию дизайна от модернового «венского стула» М.Тонета XIX века до современного минимализма в мебели Марио Ботты и Стефана Веверки.
Сегодня большое внимание дизайнеры уделяют производству мебели и оборудования для инвалидов, пожилых людей и людей с нарушенным опорно-двигательным аппаратом. В арсенале дизайна накоплено немало идей и изобретений, которые призваны облегчить жизнь таким людям, вернуть их в процесс нормальной жизнедеятельности. Это специальная мебель и оборудование для интерьеров жилых и лечебных помещений, автомобили, коляски и другие средства передвижения и многое другое. В этом проявляется один из постулатов дизайна, как деятельности, связанной с заботой о человеке, созданием вещей и организации предметной среды для человека.
Детская игрушка
Наряду с мебелью особой популярностью в творчестве дизайнера пользуется детская игрушка. Сегодня она одна из самых распространенных тем курсового и дипломного проектирования во многих школах дизайна. Проектирование игрушки, как и мебели, включает широкий комплекс дизайнерских задач. Игрушка не должна вызывать негативных эмоций у ребенка, она должна быть удобной и безопасной для ребенка, отвечать строгим гигиеническим требованиям, быть индустриально изготовлена, быть недорогой и многое другое.
Виды дизайнерской деятельности
Дата добавления: 2013-12-23 ; просмотров: 10443 ; Нарушение авторских прав
Художественные и технические приемы дизайна
История дизайна неразрывно связана с эволюцией предметного окружения человека, в особенности историей развития техники и технологий.
Приглядимся внимательнее к предметам, сопровождающим наш быт. Вещественное окружение человека – мебель, посуда, хозяйственный инвентарь – представляет собой хранилище информации, передаваемой через тысячелетия. Когда человек садится за стол, врядли ему приходит в голову, что форма и назначения этого предмета мало изменились со времен Древнего Египта или Древней Греции. Во все эпохи человек стремился к оптимальной среде обитания. И руководствовался в своем стремлении не только личным вкусом и модой, но и современными ему требованиями комфорта.
Прежде чем приступить к дизайну необходимо обозначить ее основные этапы. Между художественным замыслом, существующим в воображении, и конкретным изделием – дистанция огромного размера. Начинают с эскиза, эскизов следует делать несколько, чтобы сравнить, обдумать и выбрать лучший. Далее следует проект, в который могут входить план, расчеты, перспектива, макет. Следующий этап – рабочий чертеж.
Дизайн существует одновременно в области искусства и в области техники. Соответственно и язык понятий которыми оперирует дизайнер, делится на две группы:
1) художественная: стиль, пространство, среда, композиция, пропорция, пластика, ритм, цвет, свет, контраст, нюанс, фактура.
2) техническая: реконструкция, планировка, кубатура, перспектива, масштаб, эскиз, чертеж.
Глобализация дизайна сопровождается специализацией проектировщиков, хотя эти процессы достаточно условны и многие дизайнеры успешно работают в нескольких сферах одновременно. Выделим основные виды современного проектного дизайнерского творчества.
Индустриальный дизайнохватывает широчайший круг объектов, как говорят, «от иголки до самолета». Главенствующее место занимает проектирование изделий наиболее наукоемких, технически сложных, определяющих хозяйственно-экономический потенциал государства. Это продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение. Наиболее массовый характер имеет дизайн изделий предметов потребления. В традиционном понимании к индустриальному дизайну относятся бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр.
Особое место занимает дизайн мебели и оборудования для интерьеров, а также посуда, столовые приборы, проектирование которых имеет глубокие корни в ремесленном производстве.
Специфические особенности присущи дизайну медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей. Свои особенности имеет проектирование для детей, в частности игрушек.
Графический дизайнтакже является продолжателем многовековых традиций и одним из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Получив вместе с рекламой второе дыхание в начале XX века, прикладное графическое искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества. К традиционным видам книжного и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, шрифтов сначала добавилась коммуникативная ветвь (в интерьерах зданий, на пространствах населенных пунктов и дорогах). Позднее — заставки, рекламные ролики на телевидении, а в последнее десятилетие — компьютерный дизайн.
Компьютерный дизайнпереходит из сферы прикладного состояния, обслуживающего ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования в самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с так называемыми Web-site в интернете. Построение графических изображе изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами.
Дизайн архитектурной средыохватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду. Решение интерьеров и оборудования общественных и производственных зданий, жилых по мещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 60-х годов, когда стали создаваться благоустроенные пространства городов. Сегодня появилось понятие ландшафтного дизайна, потеснившее традиционные садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру.
Дизайн выставочных экспозиций,праздничного оформления среды жизнедеятельности занимает место на стыке графического идизайна архитектурной среды, обладая специфическими особенностями и уже сложившимися традициями.
Дизайн одежды и аксессуаров — понятие, которое еще только становится общеупотребляемым. Индустрия моды живет во многом по своим законам. Художники-модельеры создают уникальные коллекции «от кутюр» (haute conture) и более близкие к массовому, серийному выпуску «пред-а-порте» (pret-a-porter). Сегодня при создании не только последних, но и первых все больше используются современные материалы и технологии, учитываются интересы широких слоев населения, а самое главное — специфические методы дизайн-проектирования.
Арт-дизайн(анг. art—искусство). Его особенность состоит в том, что усилия дизайнера направлены, в первую очередь (и, часто, единственно) на организацию художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия лишаются утилитарного значения (или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно декоративными, выставочными, т. е. фактически проектируются эмоции.
Виды современной дизайнерской деятельности
МЕТОДОЛОГИ
Дизайн как проектная деятельность. Отличия проектной деятельности от научной, художественной, производственной деятельности. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности.
Страной, в которой дизайн появился в чистом виде, является Великобритания (Шотландия).
Designв переводе с англ «проект». Дизайн появился на стыке 19 и 20 века.
Дизайн содержит в себе все элементы искусства, но не совпадает с ним.
Образ в искусстве – художественный образ, он отражает предметное видение, мироощущение, он уникален, субъективен
Образ в проектировании – проектный образ, отражает видение и потребность потребителя, большой тираж.
Дизайн в системе научно-технической деятельности:
Чтобы перейти к проектированию, необходимо знать о научных достижениях, открытиях, изобретениях, новых технологиях и т.д. Проектирование осуществляется по схеме:
Открытие —— конструкция —— форма
В результате взаимоотношений потребителя с предметом возникает цепочка: «человек — машина». Изучением этих взаимоотношений занимается наука эргономика, состоящая из трех разделов: антропология, эргономика и инженерная психология.
Дизайн, как любая деятельность имеет свою специфику, свои отличительные признаки:
— дизайнерские задачи решаются методом компоновки и перекомпоновки.
— наличие осознанной цели;
— наличие аналогов и прототипов;
— отношение продуктов дизайна к технологии (технологичность);
— экономическая особенность дизайна;
— эффективность (экономический эффект);
— дизайн всегда имеет отношение к эстетическим категориям;
— дизайн всегда должен отслеживать социальные последствия внедрения продукта;
— дизайн должен воспитывать вкус потребителя;
— соединение пользы и красоты.
На основе вышеперечисленных признаков, можно дать определение:
Дизайн –проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки и перекомпоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания предметам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом и формирования личности.
Дизайн включает 3 составляющие: — проектный процесс;
10 правил правильного дизайна (В.Рене):
Хороший дизайн – это…
3) Отражающий некоторую эстетику;
5) Понятен потребителю;
8) Продуман до малейших деталей;
10) Минимум дизайна.
Дизайн как метод проектной деятельности:
Существует 2 вида проектирования:
1) Канонический — характерен для Средних веков, кустарного производства, представляет собой передачу информации с помощью существующих предметов.
Канон – система правил, принципов, норм, приемов работы, символических ценностей, социально – культурных значений данного общества, овеществленных в предметной форме ремесленного продукта.
2) Проектный тип деятельности (сначала придумать, затем запустить в производство).
— анализ аналогов – критическая оценка;
— творческая проектная, преобразовательная деятельность (формальное проектирование, функциональное проектирование, технологическое проектирование).
2 Дизайн как средство коммуникаций между различными сферами, определяющими производство и потребление в современном мире.
Минервин Дизайн. Иллюстрированный справочник.
Современный дизайнер не может работать без знания основ экономики, производства, социологий, не говоря уже об эргономике или тенденций развития техники. С другой стороны объем этих знаний настолько велик, что дизайнер не может овладеть ими в нужной степени. Поэтому важно чтобы он, работая со специалистами разного профиля, мог знать бы основы их профессионального языка, так как только при этом условий возможно соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта, к чему и стремиться дизайнер.(158).
Из учебника Михайлова Основы дизайна 2008г.
Дизайн-програмирование изделия Глубокий и всесторонний анализ на различных проектных стадиях, начиная с предпроектных исследований и заканчивая вопросами утилизацией прошедшего эксплуатацию изделия с привлечением самых современных научных диагностических средств, знаний широкого спектра специалистов из различных областей определяет специфику деятельности современного дизайнера.
Его труд зачастую порой больше напоминает кропотливую аналитическую работу исследователя чем спонтанное творчество художника или архитектора.
По сути дизайн является связующим звеном между всеми сферами как создания вещи, так и контроля за потреблением, налаживанием обратной связи с потребителем, и заканчивая утилизацией вещи. Дизайн сегодня это та база на которой строится весь остальной процесс создания, реализаций, утилизаций вещи.
Дизайн отличается как от чисто технической деятельности, так и от искусства качеством новизны, остроумия, неожиданности решений и подходов к вещам, предметам и ситуациям, конструируя их как-то по-другому.
Ряд других признаков может иметь параллели с иными областями деятельности.
1. Наиболее существенным признаком дизайна является решение дизайнерских задач методом компоновки.
2. Важным признаком дизайна является наличие осознанной цели.
3. Еще один признак дизайна, также сближающий его с конструированием — наличие исходных данных или прототипов.
4. Существенной особенностью дизайна по отношению к технологии является их тесное взаимодействие.
5. Связь с технологией определяет экономические особенности дизайна. Дизайн всегда связан с предварительным вложением средств.
6. Постоянная цель и особенность дизайна — в его заботе о человеке. Этот признак свойственен дизайну по определению, т.е. в силу самой его сущности.
7. Дизайну присуща восприимчивость к эстетическим категориям.
8. Результатом дизайнерской деятельности являются социальные последствия, как правило, заранее непредсказуемые.
9. Важнейшим признаком дизайна является соединение пользы и красоты. Речь идет именно о первой составляющей — о пользе. Достижение пользы выступает обычно главной целью дизайнерской модернизации любого объекта. Критерий пользы, как правило, выступает в дизайне в обличии «удобства» и «комфорта».
10. Как и искусство, дизайн воздействует на человека, воспитывает его вкус, но его воспитательная роль не ограничивается вкусом. Дизайн показывает, как можно сделать изделие, интерьер, костюм, ситуацию удобнее, комфортнее, более приспособленной к человеку. Цель дизайна есть воспитание, а значит, и формирование личности.
Дизайн — проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся, в том числе, и в формировании личности.
Термином «дизайн» могут обозначаться собственно проект, процесс проектирования и его результат — осуществленный проект.
Основные виды современного дизайна, их общность, различия, взаимосвязи. Типология проектных задач в зависимости от вида дизайна. (методология)
Виды дизайна:
— промышленный – основной вид. Особенность в программном и целостном подходе. От общих задач к частным.
— дизайн среды (интерьера) – средовой подход дает возможность рассматривать среду обитания человека в неразрывности всех ее компонентов. При рассмотрении субъектно – объектных связей следует рассматривать среду из 2ух компонентов: пространство и деятельность. Проектирование методом функционального зонирования. Постоянно следует думать о масштабности. Специфика в этапах: концептуальный макет, эскизный дизайн проект (без вариантов), технический проект (документация – планы, развертки, 3д, все сметы и расчеты обязательно), авторский надзор.
— графический дизайн – обслуживающий дизайн
— дизайн одежды
— арт – дизайн –обладает качествами искусства, т.е. некоторой субъективностью, ограничен в тираже, эксклюзивен
—ландшафтныйдизайн – тесно связан с архитектурой
— рекламный дизайн
—виртуальный дизайн (скоро 3д голограммы)
— web – дизайн
— расширяющийся дизайн –политический дизайн, имидж – дизайн.
Проектные задачидолжны решать проектные проблемы-противоречия.
Проектные проблемы связаны с пппп:
ДИЗАЙН КАК ФОРМАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИКИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА
Индустриальный дизайн Дизайн архитектурной среды Дизайн одежды Графический дизайн
Основоположники дизайна Зарубежный дизайнерский опыт
Отечественный дизайнерский опыт
Дизайн. Виды современной дизайнерской деятельности
- • индустриальный дизайн
- • дизайн архитектурной среды
- • дизайн интерьера
- • дизайн одежды
- • графический дизайн
- • дизайн выставочных экспозиций
- • компьютерный дизайн
- • арт-дизайн
Понятие «дизайн»
Сегодня дизайн проник во все сферы жизнедеятель ности человека: дизайн автомобиля, дизайн интерьера, ди зайн визитки, костюма и прочего множества вещей. Что же такое дизайн и чем вызвана такая его популярность?
Понятие «дизайн» не всегда можно однозначно определить, в различных ситуациях под этим термином подразумеваются различные объекты, но все их можно условно разделить на три категории:
- • процесс художественного или художественнотехнического проектирования;
- • результаты процесса — проекты, эскизы, макеты, визуальные материалы;
- • осуществленные проекты — изделия, средовые объекты, полиграфическая продукция.
Чем вызван такой разброс объектов дизайн- проектирования?
Как и многие другие понятия, понятие «дизайн» является заимствованным из другой культуры, в частности европейской.
Смысловые корни термина восходят к латинскому designare — «определить, обозначить». В эпоху Ренессанса словом disegno обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи (основополагающие идеи). Позднее, в XVI веке, в Англии появилось понятие design, которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как «замысел, чертеж, узор», а также «проектировать» и «конструировать». Слова, фразы, переводимые с других языков, в частности с английского, как правило, имеют несколько значений — поэтому термин «дизайн» понимается так широко.
Познакомимся подробнее с некоторыми ныне существующими определениями понятия «дизайн».
В 1964 году на Международном семинаре дизайнеров в Бельгии была предложена дефиниция: дизайн — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом структурные и функциональные связи, которые превращают изделия в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.
В более узком профессиональном понимании дизайн — проектно-художественная деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды — жилой, производственной, социально-культурной.
Дизайн — специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.
Зарождался дизайн на пересечении нескольких видов деятельности: художественно-проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования и науки (рис. 1).
Сегодня дизайн — комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественно-научные, технические и гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком (во всех без исключения сферах жизнедеятельности).
Центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Следовательно, наряду с инженерно-техническими и естественно-научными знаниями актуально использование средств гуманитарных дисциплин — философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.
Рис. 1. Составляющие дизайна
Возникновение дизайна как особого вида проектнохудожественной деятельности относят к концу XIX века, связывая его появление с промышленной революцией — повсеместным развитием массового машинного производства и возникшим вследствие этого разделением труда. В условиях индустриального производства, товарного наполнения рынка внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать форму изделия, обеспечивая привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно- технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.
Вся история дизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как паровой котел (рис. 2), двигатель внутреннего сгорания, электромотор, создали не только новые области в машиностроении, но и стали историческими этапами в развитии дизайна. XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век, начавшийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой (рис. 3). За телеграфом последовал телефон, затем заработал «беспроволочный телеграф» — радио. Люди придумали способ делать точные изображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию — кино.
Ранее процесс создания формы предмета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться прототипы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились большими тиражами с помощью машин уже другими людьми. Таким образом, на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельности; стала формироваться новая профессия — дизайнер.
Дизайн как профессия существует около ста лет. Зарождение этой профессии связывают с деятельностью движения «За связь искусств и ремесел» в Англии конца XIX века, лидером которого был известный художник и теоретик в области предметного творчества Уильям Моррис (1834-1896) — английский художник и общественный деятель. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.
Рис. 2. Джеймс Ватт. Первая паровая машина, Англия, 1765
Рис. 3. Питер Миттенхофер. Деревянная пишущая машинка, Германия, 1864
Иногда возникновение профессии дизайнера связывают с началом XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции, особенно фирменные стили немецкой электротехнической компании «АЭГ», основателем которой является Петер Беренс (1869-1940) — немецкий архитектор и художник американской автомобильной фирмы «Форд моторе». Существует также мнение, согласно которому о дизайне как профессии можно говорить только тогда, когда сложились школы с методиками преподавания дизайна и появились первые дипломированные специалисты по дизайну. Это 20-е годы прошлого столетия, когда были открыты первые школы дизайна — «Баухауз» в Германии и ВХУТЕМАС в Советской России.
Существует также точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирного кризиса 1929 года, который описывается прежде всего как американский феномен. Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепенно в полном смысле этого слова массовый характер; возникает профессиональная «индустрия дизайна». Сформировавшееся в начале столетия в архитектуре Америки и ряда европейских стран новое стилевое направление «функционализм» стало своего рода теоретической базой и для развития принципов формообразования в дизайне. Его лидеры, видевшие красоту художественной формы в ее функциональной целесообразности, стояли и у истоков машинного формообразования дизайна.
Среди них такие известные имена, как:
Луис Салливен — один из основателей Чикагской архитектурной школы, известной своими зданиями «машинной эпохи»;
Фрэнк Ллойд Райт — патриарх американской архитектуры и дизайна;
Петер Беренс — немецкий архитектор и художник, с чьим именем связывают целую эпоху в развитии дизайна и в частности появление «фирменного стиля»;
Мис ван дер Роэ — один из лидеров известного германского производственного союза Веркбунда и основоположников рационалистической архитектуры и дизайна в Германии;
Вальтер Гропиус — основатель всемирно известной школы современной архитектуры и дизайна «Баухауз»;
Геррит Томас Ритвельд — голландский архитектор, чей концептуальный «красно-синий стул» стал скульптурным символом современного дизайна.
Среди пионеров дизайна были и пришедшие в промышленность архитекторы, и художники-модернисты. Представители модерна искали выход из тупика надоевшего подражания стилям прошлого, отрицали эклектику, резко критиковали украшательства и орнаментику, вели поиски в области рациональных, геометрических форм, особое внимание при этом обращалось на красоту исходного материала, выявление его. По сути, эти взгляды были своеобразным шагом к философии индустриального формообразования. Среди них такие известные имена, как:
Анри ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля «модерн»;
Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»;
Чарлз Макинтош — шотландский архитектор, лидер стиля «Ар нуво», дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна; его мебель начала века воспроизводится по сей день;
Раймонд Лоуи — один из основателей профессионального дизайна в США, его часто называют отцом промышленного дизайна;
Камиллло Оливетти и Эрвин и Артур Брауны, с именами которых связывают фирменные стили в истории дизайна;
Джованни Понти — итальянский архитектор, основатель самого известного журнала по дизайну «Домус»;
Алвар Аалто — основоположник современной финской архитектуры и дизайна.
А также наши соотечественники — К. Малевич, А. Родченко, В. Татлин, Эль Лисицкий и др., стоявшие у истоков советского дизайна.
У нас в стране до последнего времени для обозначения понятия «дизайн» использовались такие термины: «художественное конструирование» — процесс проектирования, «промышленное искусство», «техническая эстетика» — сфера деятельности. И специалист-дизайнер именовался как «художник-конструктор», ведущий институт дизайна — Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, а самый популярный в 60-80 годах отечественный журнал по дизайну — «Техническая эстетика».
Как было сказано выше, дизайн охватывает множество объектов предметной среды, а это значит, что его нужно как-то классифицировать, упорядочить. Со временем появлялись различные течения, направления дизайна. Изначально классическим признаком, по которому проводилось деление дизайнерской деятельности, были материалы, с которыми работал дизайнер. Сейчас же классификация иная: в ее основу заложена принадлежность предмета к какой-либо сфере жизнедеятельности общества.